Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Советы для жизни
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Яичница – завтрак без проблем?
Яичница – завтрак без проблем?



Как зарабатывать деньги с потрясающей легкостью?
Как зарабатывать деньги с потрясающей легкостью?



Теории и загадки Египта
Теории и загадки Египта



День космонавтики
День космонавтики



Любить и не страдать: возможно ли это?
Любить и не страдать: возможно ли это?






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Советы для жизни»


Зачем мы городим чепуху и несем ахинею? Немного о галиматье, белиберде и детских стихах


Зачем мы городим чепуху и несем ахинею? Немного о галиматье, белиберде и детских стихах

Проблема чепухи совсем не чепуховая. Над тем, что такое абсурд, размышляли крупнейшее философы. В литературе «чепуховые стишки» давно приобрели заслуженную популярность.

Он думал – перед ним Венок
Величья и победа;
Протер глаза, а это был
Без ножки Табурет.
«Все кончено! – воскликнул он. –
Надежды больше нет!»
(Льюис Кэрролл).

Причем, что интересно: многие профессиональные поэты и писатели черпали «чепуховое» вдохновение в народной, особенно детской поэзии. Джанни Родари, например, использовал в своем творчестве филастрокке (Filastrocca) – вид детского фольклорного стишка, в том числе, и с «невероятностями», забавным бессмыслицами, ритмическими считалочками. Английские поэты в огромном количестве писали свои «абсурдные» стишата. В славянских странах бережно относятся к детскому фольклору (польская Rymowanka).

Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
(Юлиан Тувим).

Откуда же такой интерес к чепухе? Вопросом занялись вполне серьезные люди, которых никак нельзя было бы заподозрить в любви к чепухе. Исследователи выяснили, что чепуха – вполне серьезный мотивирующий элемент в обучении. И не просто в восприятии мира, но и в обучении языкам, и даже в математике! Чепуха и абсурд (при всем их различии) стали одновременно предметом и инструментом исследований ученых.

Оказалось, что дезориентированный мозг человека в ответ на вызов абсурда начинает действовать более активно и более творчески. Когда мозг наталкивается на то, что в принципе не может иметь смысла, этот смысл начинает искаться, и часто продуктивно.

Эксперименты, проведенные в разных университетах североамериканского континента, описывать излишне. Достаточно сказать, что один из них вышел и вовсе занятным: после прочтения книг Ф. Кафки студенты выполнили задание лучше и быстрее, чем их собратья из контрольной группы (то есть без Кафки).

Другой вопрос: так ли уж хочется читать Франца Кафку? И тут же вспоминается переделанный когда-то кем-то «чепуховый» вариант старой песни:
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью…

Но исследования мозговой активности подтвердили: при работе с чепухой или оценке каких-то нелепиц обостряются мыслительные способности.

Все же неизвестно, стоит ли внедрять чепуху как помощь в обучении в школе, например. А уж тем более Кафку. Но и изгонять чепуху из жизни совсем не стоит. Главное, чтобы все это не доходило до бреда сивой кобылы…

Чепуха – это игра. Игра в слова, в ритм, в смыслы. Игра, развивающая воображение. Внутри бессмыслицы может содержаться намек на замаскированное содержание. Загадка без разгадки: вариантов ответа может быть множество, и некоторые вполне могут быть интересны.

К нам приходит людоед,
Говорит – Большой привет,
Как живете-можете?
Что жуете-гложете?
(Михаил Яснов).

Городя чепуху, человек, чаще всего, ребенок, учится свободно оперировать фразами, играя на широком поле значений слов и словосочетаний.

– Ну как тебе на ветке? –
Спросила птица в клетке.
– На ветке, как и в клетке,
Только прутья редки.
(Олег Григорьев).

Абсурд – это ближе к сознательному нарушению законов логики. Чепуха – это лишь нарушение правил построения фраз и общего смысла. Бессмыслица не может быть истинной или ложной, абсурд считается строго ложным. Чепуха может быть и абсурдной (но не обязательно), и абсурд может быть чепухой, но, в общем, все это чепуха (но не абсурд), которая, впрочем, имеет право на существование. Не зря же существует огромный «чепуховый» пласт литературы – и детской, и взрослой.

И не будем останавливать ребенка, если он вдруг будет спрашивать о какой-то ерунде, рифмовать бессмыслицы и говорить нелепицы. Значит, это ему сейчас нужно. Он осваивает мир во всей его полноте. И, как минимум, развивает образное мышление.

Что сегодня с морем сталось?
Все оно перемешалось!
И вскипает, и клокочет
В глубине и наверху –
Будто кто-то хочет сделать
Великанскую уху.
Поварешкою мешает, пену белую снимает,
Тут подсыпал, там подлил,
Так и есть!
Пересолил!
(Марина Бородицкая).

Да и не только дети любят «чепуху»:

Когда мы были молодые
И чушь прекрасную несли
Фонтаны били голубые
И розы красные росли.
(Ю. Мориц – Никитины)

Но это уже не имеет отношения к обучению. Это — о другом.

Автор: Гaля Koнcтaнтинoвa
Просмотров страницы: 26




Читайте статьи в разделе «Советы для жизни»

Мерчандайзинг: волшебство или обман?
Экзамены. Как успокоить нервы?
Как выучить английский язык с нуля? Пять первых шагов к цели
Как выбрать школу для своего ребенка?
Как не стать жертвой обмана при купле-продаже недвижимости?

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363