Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Таинственный мир
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Чем полезен обычный стакан воды?
Чем полезен обычный стакан воды?



На ночь глядя... Как усмирить ночной голод?
На ночь глядя... Как усмирить ночной голод?



Как избавиться от ревности? Практические советы
Как избавиться от ревности? Практические советы



Какие подарки не любят женщины?
Какие подарки не любят женщины?



Картины являются энергетическими ловушками?
Картины являются энергетическими ловушками?






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Таинственный мир»


Домовой и его именины. А вы положили монетку под плиту?


Домовой и его именины. А вы положили монетку под плиту?

Почему вся информация, которая касается домовых, так популярна? Неужто из-за одной склонности к суевериям? Думаю, скорее, речь идет об интересе к традициям предков, – ведь были они неслучайны и основаны на стремлении обустроить жизнь в гармонии со всем сущим: природой, людьми, собственной душой.

При этом мифологический образ домового помогал выстроить нерушимый порядок взаимоотношений в семье и настраивал на достойное поведение независимо от того, есть ли тому свидетели. Домовой выполнял роль невидимого контролера благопристойности речей и поступков, а также согласия в отношениях между домочадцами.

По существующим версиям, он либо дух-хранитель самого дома, либо дух предка, который защищает семью потомка. В древние времена многие, если не все, народы включали в традицию аналогичный персонаж. Например, Сельве/Сельван/Сильванус этрусков и римлян, как уже упоминалось, выполнял подобные функции.

О защите дома полагалось помнить постоянно, но устанавливались и специальные дни, в которые нужно было призывать ее с особой силой. Так возникали праздники в честь духов-хранителей. У наших предков один из таких праздников приходился на день 10 февраля – этой дате народный календарь не изменил и с принятием христианства.

В результате день почитания православного святого Ефрема Сирина стал в народе Ефремовым днем – Ефремом Ветродуем, Запечником, Прибаутником и Сверчковым заступником. А раньше праздничная дата называлась Кудесами, т.е. чудесами (вспомним: «Скажи мне, кудесник, любимец богов…»).

Чудеса как раз и были связаны с домовым, который 10 февраля считался именинником. В качестве такового он мог разгуляться – расшалиться и, чтобы не разошелся «через край», его полагалось «унимать». Обряд унимания заключался, прежде всего, в угощении. В разных местах имелись свои особенности подношения кушаний для домашнего духа.

Где-то ставили на печь или за нее кашу в горшке, да не просто так, а обкладывая угольками, чтоб не остыла до полуночи, когда «суседушка» придет ужинать; где-то – наливали молока в миску. Кое-где за ужином ставили прибор «для хозяина» и накладывали в предназначавшуюся для него посудину всех кушаний, что подавались к столу. А если баньку топили, то уходя из нее, оставляли ведро и веник – чтоб «батюшка» тоже мог попариться ради праздничка.

В купеческом сословии и в среде зажиточных крестьян было принято класть под печку серебряную монету во исполнение поверья: коли примет «дедушка» подношенье – быть достатку в доме целый год. Мужички победнее в надежде разбогатеть оставляли там же медную денежку.

Ни в коем случае нельзя было убивать насекомых, будь-то сверчки, тараканы или даже клопы. А иначе разобидится домовой, осерчает и отплатит разором, который никак невозможно будет одолеть, пугать начнет стуками да бряками, а то и вовсе дом покинет, оставит без своего покровительства (вот почему назвали Ефрема Сверчковым заступником).

В знак почитания домового 10 февраля полагалось разговаривать тихо да ласково, обходиться без споров и упреков: мол, увидит он, что в семье лад, обрадуется и будет помогать хозяевам (а ссоры да дрязги домашние «хозяин», по поверью, терпеть не может). Полынным веником избу подметали, чтобы «дедушка» в именинный день мог отдохнуть, а не сражаться с той нечистью, что не дай Бог, забредет в дом. Одним словом, как у нас – праздничный день должен быть выходным.

А в вечернюю пору, выказывая почет да уважение, принято было вспоминать байки да сказки о житье-бытье «суседушки». Коли все положенное исполнено как надо, можно было обратиться к домовому с просьбами и пожеланиями:

– Хозяин-батюшка, побереги скотинку.
– Хозяинушка-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води.
– Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко.
– Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!
– Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги да наш дом береги!
– Дядюшка-домовой, хозяин-батюшка! Тебе хлеб-соль, а нам в дому счастье, здоровье, лад и любовь!

Автор: Baлeнтинa Пoнoмapeвa
Просмотров страницы: 22




Читайте статьи в разделе «Таинственный мир»

Сколько значений у пентаграммы? Защитница, она же сатанистка
Привидения родом из Москвы
Тайна Лох-несского чудовища раскрыта
Всемирный потоп
Извержение вулкана Кракатау

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363