Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Познай себя
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Международный день шахмат
Международный день шахмат



Международный День Торта
Международный День Торта



Каких женщин не берут замуж
Каких женщин не берут замуж



Юмор помогает справиться с проблемами на работе
Юмор помогает справиться с проблемами на работе



Проклятие потревоженных мертвецов
Проклятие потревоженных мертвецов






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Познай себя»


Нравится ли вам собственный голос? Звуки мужские и женские


Нравится ли вам собственный голос? Звуки мужские и женские

«Гласные звуки интимнее связаны с внутренней жизнью человека, с его душевными переживаниями, чувствами, симпатиями, антипатиями. Звуки же согласные отражают в себе, в своих жестах, мир внешних явлений» (Михаил Чехов, «О технике актера»).

Наполнив свой голос энергией, пора подумать о форме. Иначе говоря, перейти к речевому уровню.

Как известно, звуки бывают гласными и согласными. Они настолько отличаются друг от друга, что я порой называю их женскими и мужскими.

Гласные создают мелодию, интонацию, ритм речи. Чем больше в том или ином языке гласных, тем он мягче и благозвучнее: к примеру, итальянский.

Согласные же выражают смысл. Всем понятно, что подразумевает сокращение «тчк», но догадаться о значении звукосочетания «оа» совершенно невозможно. Нота? Зона? Лодка?

Неслучайно, когда мы напеваем мелодию, мы вполне можем обойтись гласными.
А в иврите и арабском языке, которым свойственна четкая структура и маскулинность, вообще не существует букв для обозначения гласных звуков.

Итак, начнем с гласных звуков, ибо в приличном обществе дам принято пропускать вперед.

Прежде всего, у каждого из них есть свое местоположение в теле.

«У» находится внизу, в районе половых органов.
«О» – внутри живота.
«А» – в груди.
«Э» – в горле.
«И» – в голове.

Представьте себе местонахождение каждого звука. Начнем снизу: «Уууууууу!»

Произносите «У», четко артикулируя губами, вытягивая их в трубочку, и одновременно представляйте себе, что говорите из нижней части тела – из области между первым и вторым энергетическим центрами.

А теперь включим воображение и вспомним детскую игру «Ассоциации».

Если бы звук «У» был цветным – каким был бы его цвет? А форма? А размер? Запах? Каков он на ощупь? Какое у него настроение? Звук какого музыкального инструмента он напоминает? Какие ощущения вы испытываете, произнося «У»?

Исследуйте «У» как можно подробнее, а затем поднимитесь наверх, к диафрагме, и познакомьтесь с «О».

Затем поднимитесь в центр груди и познакомьтесь с «А».

Идите еще выше – в горло – и познакомьтесь с «Э».

И, наконец, взойдите на вершину – внутрь головного резонатора – там вы встретите «И».

А теперь встаньте перед зеркалом и, неспешно разводя руки так, словно вы собираетесь обнять свое отражение, произнесите: УОАЭИ-ИЭАОУ. Вверх-вниз, вверх-вниз...

Познакомившись с вышеописанными гласными, переходим к дифтонгам, или двойным звукам: йу, йо, йа, йе. Я знаю, что их принято обозначать буквами ю, ё, я, е, но для наглядности... вернее, для лучшей слышимости, я пишу их так, чтобы стало понятно, как образуются эти звуки.

Дифтонги бывают либо восходящими, либо нисходящими. Восходящие мы уже увидели, а нисходящие – это хорошо знакомые нам междометия уй, ой, ай, эй.

Итак, произносим:

Уйуйуйуйуйуй.... ойойойойойой... айайайайайай... эйэйэйэйэйэйэй... И, наконец, на самой высокой ноте – ииииииииииЙ!

Поздравляю! Мы и впрямь прочувствовали гласные всем телом! Теперь уж мы ни за что их не перепутаем, не потеряем и не проглотим!

Освоив гласные, переходим к согласным. Изначально они появились как результат подражания природных звукам: рычанию, шипению, свисту, стуку, цоканью, звону.

Займемся звукоподражанием и мы, начав с самых мягких и приятных в произношении – так называемых «сонорных» звуков – М, Н, Л.

Для начала помычим. Разумеется, с открытой гортанью и в четырех положениях рта. Изучите звук «М» так же внимательно, как прежде изучали гласные звуки.

После «М» переходите к «Н». Чем отличаются эти два звука по характеру? Великий режиссер Михаил Павлович Чехов утверждал: «Согласный звук «м», углубленно, медитативно проникает в явление, постигая его сущность. «Н», напротив, касается впечатления легко, скользит по его поверхности, не проникая в него глубоко».

Вы согласны с Чеховым, или иначе воспринимаете «М» и «Н»?

Теперь переходите к «Л» – этот звук лллллльется...

Вслед за «Л» как следует поРРРРРычим!

После сонорных звуков наступает очередь губных: «Б», «П», «В», «Ф». Знакомясь с ними, вытяните губы, сложив их трубочкой, подуйте, словно хотите погасить свечу – и артикулируйте с силой.

Затем переходите к взрывным: «Х», «К», «Г». Начните с «Х», потому что это практически звук без звука, образованный выдохом. Произнося «Х», легко раскрывать гортань. При звуках «К» и «Г» она обычно закрывается. Ваша задача – научиться произносить их с такой же открытой гортанью, как и «Х».

Теперь поцокайте языком: «Ц»!

Самые сложные звуки – шипящие и свистящие, поэтому оставим их на десерт вместе с «Д» и «Т».

Итак, пошипите твердо «Ш» и мягко «Щ», посвистите «С», почирикайте «Ч», пожужжите шмелем «Ж» и комаром «З».

Остались «Д» и «Т». Потарахтите «Дддддд», постучите «Тттттт» – и постарайтесь произносить их чисто: «Д», а не «Дз», «Т», а не «Тс» – весьма распространенная привычка, увы.

Если вы изучите каждый согласный столь же внимательно, сколь прежде изучали гласные, – ваша дикция станет такой же четкой, как у настоящего диктора!

В заключение этого краткого экскурса в страну звуков я хочу привести замечательное стихотворение, которое я нашла в книге З.В. Савковой «Искусство оратора»:

Шипящий звук «Ша»
ЗаШурШал, заШептал,
А «Жэ» – словно Жук, закруЖась, заЖуЖЖал.
ЗаВеяли Ветры Весенние в «Вэ».
ЗаФыркал вдруг «эФ», расфуфырился: «Фэ!»
СвиСтящий Согласный звук «эС» – заСвиСтел,
За ним Звонко, Звонко, Звук «Зэ» – ЗаЗвенел.
Раскатистый «эР» – не напРасно «соноРный»:
Рычит и Рокочет в Работе упоРной!..
Бьет Бурю и Бой в БараБан Бравый «Бэ».
Пришел ПоПросить быть Потише звук «Пэ»...

Что ж – потише так потише.

 

Автор: Aлинa Дaниэль
Просмотров страницы: 2031




Читайте статьи в разделе «Познай себя»

Какие бывают начальники и как с ними работать?
Когда жить хорошо
Как изменить свою жизнь? Одиннадцать правил простого дня
Как отучить близкого человека повышать на Вас голос?
Как повысить продуктивность своего дня? Девять советов по самоорганизации

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363