Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Домострой, дети
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Что делать, если сорван голос?
Что делать, если сорван голос?



Одна из самых больших ошибок многих людей…
Одна из самых больших ошибок многих людей…



О происхождении и смысле крылатых фраз
О происхождении и смысле крылатых фраз



Социофобия
Социофобия



10 умных ответов на 10 глупых вопросов
10 умных ответов на 10 глупых вопросов






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Домострой, дети»


Кому и зачем нужен детский сад?


Кому и зачем нужен детский сад?

Вопрос этот не сходит со страниц журналов и сайтов для родителей – а значит, тема эта спорная, и единого мнения до сих пор нет, несмотря на то, что сами сады существуют в нашей стране давным-давно. Конечно же, не осталась в стороне от дискуссий и я – и как психолог, и как мама, и как бывшая воспитанница детсада.

Итак, мое мнение таково: сады – вынужденная необходимость для ребенка, и если есть возможность ее избежать – лучше избежать. Но если сад все же неотвратим в силу сложившихся у вас обстоятельств, нужно попытаться свести все недочеты к минимуму и попробовать извлечь из этих обстоятельств максимум пользы.

Традиционно считается, что в саду ребенок получает представление о распределении ролей в коллективе и учится:
- коммуникации и взаимодействию со сверстниками и взрослыми людьми,
- самостоятельности,
- дисциплине.

То есть, по сути, сад – это первая социальная модель, в которую ребенок оказывается вовлечен, и это способствует его последующей адаптации в школе и умению общаться с людьми.

Однако давайте подумаем: ведь если честно, то все эти навыки ребенок может получить и вне детсада. Навыки № 1 и 4 идеально развиваются в школах раннего развития. Там вообще на начальном этапе именно на этом и делается акцент: ребенок социализируется, причем мягкими способами, а не добровольно-принудительно, по принципу «не умеешь – научим, не хочешь – заставим». Навыки же 2 и 3 – самостоятельность и дисциплина – это те вещи, которым вы, дорогие родители, вполне можете научить ребенка и сами, не кивая на садик.

О самостоятельности: конечно, дома возятся и опекают больше, но это – от большой (и слепой!) любви и недальновидности. Ребенок рано или поздно должен будет стать самостоятельным – так не лучше ли научить его самостоятельности, дав дома больше свободы и простора для инициативы, чем надеяться на сад?

Часто наблюдаю такую картину: в саду ребенок делает все сам: одевается, ест, даже кроватку застилает, а дома – все как «обрубает»… А зачем – «добрая» мама и так все сделает. А ведь мама могла бы подумать не о порядке в доме, а о порядке в голове малыша. Это сродни тому, как ребенок, не говорящий в семье, быстро заговаривает в саду: дома-то все ловят «с губ», а в саду хочешь жить – умей вертеться. Однако и дома родителям вполне ведь посильно простимулировать ребенка говорить, а не бежать к нему с тарелочкой при первом же намеке на «ам-ам».

Теперь о дисциплине. У кого в семье с этим проблемы – как правило, и в саду тоже. Облегчение для мамы состоит в том, что большую часть дня ребенок мотает нервы не ей – поэтому, конечно, поступление в садик она отмечает как серьезный прогресс в поведении. Да и ребенок за день растрачивает большую часть «запала» на других детей и воспитателей (сравните, для примера, сколько слов в минуту вы выдаете вернувшемуся вечером мужу, просидев весь день дома с дитем – и сколько, возвратившись вымотанная с работы, где весь день «вербально общались с клиентами»).

Но на самом деле проблемы как были, так никуда и не делись: просто попробуйте забрать дите из сада дней на 10 – что будет? Правильно, все вернется на круги своя. Кроме того, часто мамы говорят, что вот «в саду на него не жалуются, а дома – просто кошмар». Да просто в саду на него почти не обращают внимания – ну разве что вытворит совсем уж нечто эдакое. А вот мама эмоционально реагирует на ребенка всегда! Кстати, дети, безобразничающие в саду, как правило делают это от отчаяния, когда и дома внимания не дождешься: ну, чтоб хоть кто-то заметил. Это такой крик о помощи: «Я – есть!!! Не любите меня за хорошее, так обратите внимание хоть за плохое!»

Меня вообще умиляет, как некоторые мамы надеются на сад, как на армию: вот пройдет в сад – там его исправят. Ну-ну…

Еще момент: детсад становится интересен и привлекателен для ребенка лишь с того возраста, когда он начинает понимать прелесть и ценность общения. Детсад ребятишки начинают с интересом посещать лишь тогда, когда они начинают играть «вместе, а не рядом». Когда же это происходит?

Психологическая зрелость ребенка для поступления в сад у девочек наступает примерно в 3,5-4 года, у мальчиков – в 4-4,5 года. Эмоциональное удовольствие от дружбы и общения ребенок начинает получать только лет с 4-5. А многие ли имеют возможность и желание 4 года сидеть с ребенком дома? Вот и волокут его, бедолагу, в садик, как только маме нужно на работу выходить – то есть лет с 1,5-2, а некоторых и раньше. Единицы адаптируются к такой ситуации, но большинство – страдают…

Отдельно хотелось бы сказать о здоровье. Увы, дети в садах болеют. Некоторые из соплей и бронхитов не вылезают бесконечно, и этот пресловутый «адаптационный период» длится у них годами: увы, далеко не все детишки ограничиваются «законными» несколькими месяцами болячек… Отчего же это происходит? Да оттого, что родителям нужно на работу, и они хоть тушкой, хоть чучелом, но ведут дите в садик… С соплями... С кашлем… С желудочными расстройствами… А иммунитет-то слабенький еще…

Многие ратуют за «развитие» иммунитета, указывая это как плюс садиков, но совершенно упускают из вида тот факт, что иммунная система ребенка вступает в силу, так сказать, годам к 6-7, а то, что происходит ранее – просто издевательство над детскими организмами (примерно как учить сидеть в 4 месяца). Да, очень редко встречаются такие уникумы, но в большинстве случаев – в подавляющем большинстве – это непосильная нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Точно так же, как и «иммунизация коллективом» для малышей до 6 лет.

Утверждение «мы всеми садовскими болезнями переболели, организм значительно окреп, а домашние то и дело болеют, следовательно – занятия пропускают, что не есть хорошо в первом классе» – чрезвычайно спорно. Да, нехорошо, что дети отвлекаются от учебы, но это – упущение их родителей: за год до школы следовало бы поводить ребенка в школу раннего развития и занять его спортом – так иммунитет укрепляется гораздо лучше, нежели «переболением» в нежном возрасте.

Обманчивое это благополучие, просто нам так хочется верить, что мы сделали правильный выбор. «Развивалка» лучше в том плане, что нет такой нагрузки на иммунную систему, как в саду, поскольку ребенок больше подготавливается к режиму школы (ведь в школе дети именно занимаются вместе, а не живут – то есть не едят, не спят и не гуляют).

И последнее: детсад – такая среда, где встречаются и очень тесно общаются дети «из самых разных слоев общества». То есть из сада несут многое: привычки, словечки, а главное – мировоззрение. И если годам к 7, когда ребенок идет в школу, он уже успеет впитать вашу семейную систему ценностей, то малыш 2-3 лет, поступающий в сад и проводящий там почти все свое время, напитывается ценностями, взглядами и приемами общения тех, кто составляет его непосредственное окружение. В том числе – и детей из неблагополучных (в первую очередь – морально и психологически) семей, и (если не повезет) малокультурных и малоразвитых воспитателей…

Боже упаси, я не хочу оскорбить воспитателей «как класс». Как и в любой профессии, среди них есть и прекрасные люди, любящие детей, и высокопрофессиональные специалисты. И их очень и очень немало. Но! Специфика нашей страны состоит в том, что такое важное дело, как воспитание детей, оплачивается просто неприличными деньгами, что исключает возможность конкурсного отбора достойнейших и лучших, и привлекает в профессию буквально «кого Бог пошлет». А посылает он, увы, зачастую совсем кого попало…
Словом, из всего этого и формируется среда, которая воспитывает наших детей.

Так надо ли вести ребенка в садик? Какого ребенка – можно, а какого – категорически нет? И чем же детсад заменить?

Итак, кому же в действительности нужен и кому не нужен сад?

Для начала – о детях. Больше всех везет, конечно, деткам-сангвиникам: они быстро адаптируются в коллективе и ко взрослым, легки в общении и «на подъем», веселы, большую часть времени в хорошем настроении – им сад как раз показан, что называется.

Более или менее справляются с садом детишки с флегматическим темпераментом. Как и у сангвиников, у них сильная нервная система, она легко выдерживает адаптационные нагрузки – плюс ко всему они более спокойны, покладисты и усидчивы, а значит – еще более любимы воспитателями, чем непоседы-сангвиники. Единственный минус флегматиков – они могут прослыть «тюфяками» и «тормозами», но это лишь в том случае, если воспитательница попалась молодая, заводная и мало знающая о детской психологии.

А если воспитательница – «дама в возрасте» или просто схожая по темпераменту с ребенком, в таком случае флегматик будет ее любимчиком. При том, что она совсем не обязательно будет сведуща в психологии, просто такие дети – самые «удобные» и с ними легче всего в группе. Увы, не у всех воспитателей хватает энергии, здоровья и задора, а главное – стимулов развивать детей во время их пребывания в саду, а не просто осуществлять функции камеры хранения.

Непросто приходится меланхоликам. У этих деток слабенькая нервная система, она плохо справляется с нагрузками в виде необходимости адаптироваться в среде детей и к требованиям чужих взрослых, они часто плачут, редко когда могут поделиться со взрослыми своими проблемами. Это те дети, о которых говорят в первую очередь как о «несадовских».

А еще есть дети с физическими дефектами… Это вообще отдельная песня: мало кто из родителей «особых» детей рискнет отдать ребенка в обычный детсад: ребенка жалко! И более того, за него элементарно страшно… Это должен быть прекрасный воспитатель, высокопрофессиональный и искренне любящий детей. А еще – небольшой детский коллектив, чтобы пребывание в нем дало столь необходимый особым деткам социализирующий эффект, а не обратный – психотравмирующий…

Проблемны в саду и детки-холерики, но особенно катастрофично пребывание в группе детей с гиперактивностью (с СДВГ, если шире) – это наказание божье и для других детей, и особенно для воспитателей. Гиперактивные конфликтны, импульсивны, горячи, часто дерутся, порой вообще неконтролируемо и немотивированно агрессивны; все теряют (и теряются сами), забывают и путают, они ни на чем не способны сконцентрироваться дольше нескольких минут, у них нет устойчивых интересов, они не способны целенаправленно чего-либо достигать.

Этих детей в случае болезни воспитательницы «просят подержать дома подольше, чтоб вылечился как следует». И именно о них говорят другие дети из группы, что «он вечно дерется, я с ним дружить не буду…». Гиперактивные легко могут подружиться – и столь же легко «раздружиться», к личным контактам они тянутся, но это для них, в принципе, не большая ценность, чем конфеты.

Да, сад нужен им, на первый взгляд, для социализации, но этих деток в саду так не любят, что вместо социализации получается, увы, именно, колония строгого режима – человеческий фактор срабатывает. А что делать? Воспитатели, во-первых, тоже живые люди с нервами, и, во-вторых, смирительная рубашка (в прямом и переносном смысле) – порой единственный способ сдать такого ребенка родителям вечером на руки живого, без особых повреждений: ведь за ним одним нужен глаз да глаз, а если детей в группе 20? А если 30? Словом, для гиперактивных 2 выхода: частные «группы развития» или частные же сады с небольшими группами. Увы, это выдержит не всякий бюджет – процент детей с гиперактивностью и просто детей-холериков значительно превышает процент родителей, могущих себе позволить особый режим для такого ребенка.

Еще более фатально для ребенка пребывание в детсаду в случае наличия другого нарушения развития психики – раннего детского аутизма (РДА). Этот синдром проявляется отчетливо после 4 лет, когда обычно начинает прогрессировать – как раз на детсадовскую эпоху и приходится самый пик… Проявляется он главным образом в отсутствии или значительном снижении контактов с окружающими. Но это не значит, что малыш просто необщителен – здесь все обстоит гораздо сложнее. Ребенок изо всех сил, активно стремится к одиночеству, избегает общения и со взрослыми, и со сверстниками. Он всегда ведет себя так, словно он – один в этом мире.

Самые обычные явления – попытка познакомиться, поиграть, даже погладить по голове – вызывают у таких детей неадекватные по силе негативные реакции, причем самым сильным раздражителем является лицо человека и взгляд прямо в глаза. Этим детям настолько сложно переносить такие сверхназгрузки на психику, что они впадают в истерику, в слезы, убегают, отворачиваются, прячут лицо за ладошками – все, что угодно, лишь бы их оставили в покое, наедине с собой. Как вы понимаете, пребывание в детсаду для такого ребенка – просто кошмар.

Как видим, реально есть дети, для которых детсАД – именно АД… Есть дети, которым в саду, даже самом замечательном, плохо...

Однако не будем забывать, что есть и такие дети, которым в саду очень хорошо. Лучше всего в этом отношении, бесспорно, уже упомянутым выше сангвиникам и флегматикам с хорошим состоянием здоровья, ну и еще на пользу детям-эгоистам, которых дома слишком испортили и поэтому чрезмерное пребывание их в семье только ухудшит дело.

А теперь подумаем, каков процент детей, которым в саду будет хорошо и полезно, и каков процент тех, кому там будет не просто некомфортно, но и просто катастрофично. Ну как минимум 50х50 (хотя я не была бы столь оптимистична: по самому строгому счету, скорее – 40х60). А в сад волокут почти 80%...

Именно поэтому, тщательно все обдумав, принимайте решение, насколько сад будет нужен ребенку. Смотрите на него внимательно, тщательно взвесьте все «за» и «против», решая вопрос о целесообразности детсада. Решите, что будет меньшим из зол, что перевесит на чаше весов: нехватка денег или психологическая травма у вашего ребенка; необходимость социализации или боязнь мамы оторвать ребенка от своей юбки… Все по ситуации…

Поэтому мой совет – записаться в садик (притом как можно раньше – во многих регионах проблемы с местами в саду), а там видно будет: надо вам это или нет.

Автор: Haтaлья Пpoцeнкo
Просмотров страницы: 205




Читайте статьи в разделе «Домострой, дети»

Способы правильной борьбы со свекровью
Как не надо поддерживать ребенка?
Водоплавающий младенец. С чего начать?
Как найти взаимопонимание с подростком?
Семейный бюджет: как молодой семье избежать ошибок?

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363