Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Домострой, дети
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Как испечь куличи? Инструкции для младшей сестры
Как испечь куличи? Инструкции для младшей сестры



Как приучить кота к унитазу? Инструкция для начинающих котовладельцев
Как приучить кота к унитазу? Инструкция для начинающих котовладельцев



Почему человек седеет?
Почему человек седеет?



Тела пришельцев – сенсация или подделка?
Тела пришельцев – сенсация или подделка?



Роды дома
Роды дома






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Домострой, дети»


Каким бывает детский сад и насколько он нужен?


Каким бывает детский сад и насколько он нужен?

В предыдущих статьях о детских садах речь шла о том, нужен ли сад ребенку и какому ребенку он нужен, а какому – просто противопоказан. В этом же материале поговорим о нюансах детсадов как учреждений.

Во-первых, польза детсадов декларируется в связи с тем, что там «по разработанным психологами и педагогами программам детей учат читать, считать, рисовать, развивают их память, совершенствуют физические навыки».

Однако такое чудесное положение вещей, к сожалению, отнюдь не везде, и должно очень повезти с садом, чтобы дело обстояло именно так. В предыдущей статье я писала о причинах плохой квалификации кадров в садах – не буду повторяться. Поэтому «разработанные психологами программы», по которым «учат читать, считать и рисовать» на деле оборачиваются электронным микроскопом в руках неандертальца. Это в лучшем случае. А в худшем – с детьми занимаются только в тех группах, где с воспитателем очень повезло, а в остальном прогулка – это все развитие, и она же – развлечение. Не все сады – элитные, и, что еще хуже, не все элитные сады оправдывают свое название.

Моя подруга, работавшая год воспитателем в элитном садике, жаловалась на непомерные требования к детям согласно этим вот «новомодным программам» и, что главное, на жуткую показуху: на так называемые «открытые занятия» бросались все силы, а темы, которые там не были представлены, дети и в глаза не видели, хотя они и были заявлены в программе… А как родителям проконтролировать процесс, если они неспециалисты и вообще – замотанные работой люди?

А что происходит в «рядовых» садах – это вообще отдельный разговор… Еще одна знакомая была вынуждена работать в обычном детсаду, чтобы ребенка туда взяли (у нее как раз тот ребенок, которому сад категорически «показан»). Проводила она занятия по рисованию, по лепке и другому «творчеству» каждый день, так ее заведующая вызывала и говорила прямым текстом: «Это чудесно – ваша инициатива, но расходных материалов у нас на вас не хватит, а родители деньги сдавать не хотят. Так что умерьте пыл: положено рисовать раз в неделю – вот и рисуйте раз в неделю, а в остальное время пусть играют и гуляют, как все – вам что, заняться больше нечем? Сядьте, книжку сами почитайте или журнал какой – все больше пользы». И, конечно, в смену ее напарницы никаких развивающих занятий не было…

Далее, по идее, в детском саду должны быть и логопед, и психолог… Но психологи меняются со скоростью света и нередко имеют либо низкую квалификацию, либо не имеют никакого опыта работы (опять финансовый вопрос, будь он неладен: ну кто туда пойдет работать, если даже проезд не оправдывается?).

А логопед – одна на всех, и ей тоже:
а) не разорваться: проблемы с речью – у 70 %, отсюда и «редкость встреч»…;
б) кушать хочется, поэтому имеет частную практику – что опять же, сокращает время, которое специалист мог бы посвятить коррекции речи вашего малыша...

Из опыта подруги: ее сын, не выговаривающий аж 5 звуков, за полгода встречался с логопедом целых 4 (!) раза.

Еще нюанс: в детских садах имеет место специфический «режим дня», в соответствии с которым могут жить, к сожалению, далеко не все дети. Как известно, люди делятся на рано встающих и ложащихся («жаворонков»), поздно встающих и ложащихся («сов») и аритмиков – тех, кто равно хорошо может адаптироваться и к первому, и ко второму типу режима. Так вот, от 25 до 30% людей составляют совы, процентов 10-15% приходится на долю аритмиков, а вот жаворонков – большинство, поэтому они этим активно пользуются, диктуя всем одинаковые условия «для упрощения существования в социуме», в то время как доказано: ломка биоритмов не просто не позволяет эффективно использовать интеллектуальные и физические ресурсы организма, но и подрывает здоровье. Таким образом, детей, которым действительно трудно встать в 7 утра и свеженькими явиться в детсад к 8 – не менее трети. И особенности этой трети попросту игнорируются…

Конечно, можно было бы (теоретически) решить вопрос, изменив количество детей в группах. Если уменьшить количество до 8-10 ребятишек, то возможно было бы и полнее учесть особенности их психики и биоритмов, а также подобрать группы в зависимости от состояния здоровья – чтобы режим сада не оказывал негативного воздействия на организм. Но разве это возможно повсеместно? Где набрать столько воспитателей на такую зарплату? Где найти столько отдельных помещений для маленьких групп? Все это вопросы риторические…

Ну а теперь посмотрим на необходимость садов для родителей.

Первая причина – суровая: финансы. Лучше всего данная позиция изложена одной мамой двоих детишек – просто и честно: «А какая альтернатива? Сидеть дома и не работать? По миру пойдем, тем более – в условиях кризиса и при наличии кредитов. Или всю зарплату няне отдавать? Тогда – какой смысл работать? Альтернативы саду не вижу. Поэтому «тюрьма/не тюрьма» – это даже не обсуждается. Сад – место, где можно «передержать» ребенка в рабочее время».

Кроме того, сад нужен родителям вот по какой причине: сами они не знают, что делать с ребенком, а даже если и знают – то не умеют… или просто не хотят. Есть такие мамочки, которые говорят, что сад им не нужен и ребёнку тоже не нужен, мол, сами с усами, воспитаем, образуем. Но только единицы при этом реально с малышом занимаются, остальные используют предлог сидеть с ребенком именно как повод не работать.

Поэтому становятся возможны такие вот рассказы учителей начальной школы: «Среди детей сразу видно садовских и домашних. Садовские сразу находят общий язык с остальными, общаться умеют, умеют жить в коллективе. А домашние даже ножницы правильно не умеют держать, уж не говоря о ручках/карандашах».

Однако это не столько потому, что сады – такие молодцы, а скорее потому, что родители зачастую слишком заняты собой и своими проблемами… Таких можно лишь пожалеть: все, что мы вкладываем в ребенка – возвращается сторицей. Все, что не вкладываем – точно так же: свято место пусто не бывает, рано или поздно неразвившееся воображение и тяга к познанию уступает место лености ума и ограниченности, а неполученные уроки доброты и чуткости приводят к тому, что «пустоты» заполняются черствостью и эгоизмом…

Ну так и что у нас получается в итоге, в сухом остатке? Кому нужны детские сады? И для чего?

Я уже так много написала, что выводы, надеюсь, сделаете сами…

Всем, кто стоит на позиции «у меня нет острой необходимости отправлять ребенка в садик, но я все равно его туда отправлю – уверена, что это пойдет ему только на пользу», желаю очень и очень хорошо все взвесить и продумать.

Специально подчеркнула про необходимость, потому что если она действительно есть – либо сад, либо кушать нечего (буквально) – это совсем-совсем другая история. Но если только это не острая необходимость – рассмотрите все возможные альтернативы.

 

В таком случае возникает резонный вопрос: чем же заменить детсад?

Действительно, если не сад, то что взамен? Конечно, если речь идет о сложной финансовой ситуации, когда либо сад и заработок родителей, чтобы элементарно выжить, либо нищета и большие проблемы – этот вопрос не стоит. Однако зачастую вполне обеспеченные семьи руководствуются соображениями вроде «острой необходимости отправлять ребенка в сад нет, но я все равно его туда отправлю – в его же интересах», не задумываясь над тем, действительно ли это пойдет ребенку на пользу.

Тем не менее, если уверенности в пользе сада в вашем случае все же нет, а финансовые возможности допускают вариации в этом вопросе, в полный рост встает вопрос, чем же сад можно адекватно заменить. И как мама, и как психолог могу порекомендовать в этом случае школу раннего развития – так называемую «развивалку».

Группы раннего развития – это такие заведения, где вашего ребенка на 2-4 часа займут интересными и полезными делами в форме игровых занятий: детки в таких группах учатся общаться, познавать закономерности окружающего мира, ставят «опыты», изучают родной и иностранный язык, считают, готовят ручку к письму, занимаются музыкой и танцами – словом, овладевают всем понемножку.

Итак, каковы же плюсы развивалки в сравнении с детским садом?

1) индивидуальный подход и внимание к особенностям личности ребенка (что легко соблюсти, когда в группе 5-7 человек);
2) небольшие группы (что является нормой для хорошей развивалки);
3) акцент на развитии, а не на «общежитии», поэтому именно там лучше могут подготовить к атмосфере школы: режим развивалки гораздо ближе к школьному;
4) хорошие программы в грамотных руках;
5) имеют квалифицированные кадры, поскольку оплата за обучение немалая, и, соответственно, зарплата у сотрудников – не в пример воспитателям садов, а значит – конкурсный отбор и обязательное профсоответствие. А если нет – родители голосуют рублем, всегда можно ребенка перевести в другую «школку», благо их сейчас множество;
6) предоставляют возможность выбора времени посещения – а значит, отсутствует необходимость ломки биоритмов ребенка;
7) меньше грузят иммунную систему, поскольку:
- в развивалки, за редчайшим исключением, в отличие от садов, не допускаются дети даже с легким недомоганием,
- дети не едят и не спят совместно,
- в развивалках дети не гуляют – а значит не переодеваются.

Минусы:
1) не полный день – маме придется нанимать няню на остальное время или работать на полставки;
2) нередко школы раннего развития или «группы неполного дня» – очень дорогое удовольствие.

Как видим, минусов ощутимо меньше и все они упираются в финансы. Поэтому, если только есть возможность заменить сад развивалкой и финансы позволяют (то есть разница не катастрофична для вашего бюджета) – лучше выбрать именно этот вариант.

С чем же можно сочетать такие группы – ведь пребывание ребенка в них краткосрочно, и несколько часов занятий в день не снимают вопроса о «занятости», наполненности его дня. Другими словами, что можно посоветовать дополнительно?

В первую очередь, занятия спортом (конечно, если и здоровье в порядке, и возраст уже позволяет). Идеально – плавание, причем лет до 6 идет речь об «адаптации к воде и обучении навыкам поведения в воде и элементам плавания», а о серьезных тренировках вопрос может встать лишь лет с 6-7. С этого же возраста рекомендуется большой теннис.

Это – то, что можно практически любому здоровому ребенку. По остальным видам нужна консультация с врачом – все зависит от специфики спорта и состояния здоровья малыша.

А что делать, если ребенок увлекается чем-то еще, помимо активного движения? Для пластичных в этом случае можно порекомендовать гимнастические и танцевальные группы. Для любителей лицедейства – группы актерского мастерства для малышей. Для интеллектуалов – шахматы (моего сына взяли в неполных 5 лет; тут главное, чтобы ребенок умел хорошо считать и понимал основы геометрии – имел понятия о линии, площади, расстояния и т.д.). Для прикладных талантов – рисование, скульптура (лепка), музыка, бисероплетение, народные промыслы – кому что дано.

Ну а если речь идет о 2-3 летних малышах, то главное – это неленивое и небестолковое внимание родителей.

И любовь, конечно!

Автор: Haтaлья Пpoцeнкo
Просмотров страницы: 578




Читайте статьи в разделе «Домострой, дети»

Может ли мама петь ребенку колыбельную, когда это слышит папа?
Ребёнок плохо учится. Надо ли помогать недотёпе и лодырю?
В чем выражается любовь к детям?
Родителям на заметку: что делать, если ребенок не говорит?
Какие развивающие игрушки для ребёнка до полугода можно сделать самому?

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363