Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Города и страны
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Во что верить? Основные религии мира
Во что верить? Основные религии мира



Как вырастить дыни на подмосковной даче?
Как вырастить дыни на подмосковной даче?



Отчего возникает боль в пояснице?
Отчего возникает боль в пояснице?



Дочки-матери. Кто прав?
Дочки-матери. Кто прав?



Как отдохнуть в Феодосии? Уютно, вкусно и недорого!
Как отдохнуть в Феодосии? Уютно, вкусно и недорого!






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Города и страны»


Олонец. Чем знаменит один из древнейших городов Карелии?


Олонец. Чем знаменит один из древнейших городов Карелии?

Олонец. Чем знаменит один из древнейших городов Карелии?

Есть города, которые и одной рекой похвастаться не могут. Но таких – не очень много. Тем более, у нас, в Карелии. Если не река, так озеро – обязательно. Об этом названия карельских населенных пунктов сами за себя говорят. Рыбрека, Приречный, Коткозеро, Суккозеро, Юшкозеро… Или Куркиёки, Суоярви, Найстенъярви, Лахколампи, Ахвенламби.

Последние – уже с оглядкой на западного соседа, какое-то время владевшего частью нынешней карельской территории. «Ёки» («йоки») в переводе с финского – река, «ярви» – «озеро». Просто озеро, безотносительно каких-либо его особенностей. А «лампи» («ламби») – озеро небольшое, лесное.

Но даже среди такого озерно-речного многообразия встречаются определенные уникумы. Олонец, например. Небольшой – 11,2 тыс. жителей – районный центр на юге республики. В 150 км от столицы Карелии – Петрозаводска по трассе М18 «Кола» в направлении на Санкт-Петербург. Вот здесь, в Олонце, река даже не одна. Две. Олонка и приток её – Мегрега.

Обе они для города многое значат. С места их слияния, где в 1649 году князем Ф. Волконским и воеводой С. Елагиным был заложен небольшой оборонительный острожек, и началась история Олонца как важной порубежной крепости и центра уезда, в состав которого тогда вошла вся Южная Карелия.

Хотя в письменных источниках город упоминается значительно раньше. Впервые об Олонце можно прочитать в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича, где под годом 1327 есть соответствующая запись. Вполне возможно, и это – не самое раннее из дошедших до нас сведений о нынешнем карельском райцентре.

Некоторые исследователи утверждают (и, наверное, не без основания!), что упомянутый в «Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна» Алаборг и Олонец – один и тот же населенный пункт. Просто называемый по-разному, с учетом скандинавских, финно-угорских и славянских языковых особенностей.

И под этим утверждением есть определенная историческая основа. Cовременные археологи датируют одну из стоянок древнего человека, что обнаружена в низовьях Олонки, в месте нынешнего расположения города, 2-3 тысячелетием до(!) нашей эры.

Так или иначе, но Олонец по праву можно считать одним из древнейших городов Карелии.

Правда, после победоносного завершения Северной войны в истории Олонца начались не самые лучшие времена. В 1721 г. граница со Швецией была отодвинута далеко на восток и северо-восток, и Олонецкая крепость постепенно утратила своё стратегическое значение. Уже к середине века её пришлось разобрать из-за ветхости. И город перестал быть пограничным форпостом России.

Всё большую и большую роль в его развитии начинает играть купечество. Здесь, конечно, положительно сказалась близость столицы империи – Санкт-Петербурга. И сейчас до него от Олонца по трассе М18 «Кола» чуть больше трех сотен километров, а в то время был удобный водный путь по Ладоге и Неве. Олонецкие купцы поставляли в столицу дрова, строевой лес, сено, сельскохозяйственную продукцию, изделия карельских ремесленников. Для того, чтобы успешнее вести свои дела, многие торговые люди переселялись в Санкт-Петербург и записывались в его купеческое сословие.

Естественно, это никак не способствует росту и процветанию города. К тому же, после того, как в конце XVIII в. образовывается Олонецкая губерния, её административный центр перемещается в Петрозаводск. И Олонец потихоньку превращается в самый обычный провинциальный населенный пункт.

О том, что когда-то Олонец был относительно богатым купеческим городом, нынче напоминает только сохранившаяся кое-где мощёная булыжная мостовая, оказавшаяся крепче и долговечнее советского асфальта. А так… Мало что осталось от тех времён и богатств.

Так уж получилось, что в Олонце никогда не было динамично развивающейся промышленности. Город лежит в самом центре постепенно спускающейся к Ладожскому озеру большой, пологой низменности – Олонецкой равнины. Скорее всего, именно местоположение города определило его название, которое, по мнению специалистов, восходит к карельским корням «алонго», «аловайне» – «низменность», «низовье». Да и не только название, но и специализацию.

Олонецкий район – сельскохозяйственный. Но Север всегда был зоной рискованного земледелия. Так что местный бюджет, формируемый за счет налоговых отчислений предприятий аграрного комплекса, традиционно относился к разряду дотационных.

Источник дополнительного дохода для города – заезжие туристы. Но и здесь… Не всё так просто. Если раньше трасса М18 «Кола» проходила прямо через город и транзитный пассажир, как правило, тормозил в Олонце на часик-другой (а то и с ночевкой!), оставляя здесь какую копейку, то в начале 90-х дорога ушла в объезд. И сейчас машины с мурманскими, ленинградскими, новгородскими и иными номерами идут мимо, не останавливаясь.

Но город не смирился с таким положением вещей. Думал, думал и… И нашел какой-то выход из, казалось бы, тупиковой ситуации.

Сегодня для отечественного и импортного, по преимуществу – финского туриста, Олонец знаменит прежде всего Гусиным праздником (по весне мелиорированные поля Олонецкой равнины являются самым большим естественно-природным «аэродромом подскока» для перелётных диких гусей). В мае их встречает и город, и туристы, специально приезжающие на экологический фестиваль «Олония – гусиная столица».

В августе Олонец проводит «Молочный фестиваль», знаменитый своим «Парадом коров». В октябре сюда можно приехать, чтобы поучаствовать в празднике национального костюма – «Олонецкий хоровод». И будьте уверены, костюмы будут самые настоящие, национальные. Карельские. Ведь Олонецкий район – единственный(!) в республике, где карелов – большинство. Их здесь – 16402 человека. Или 63% от общего числа жителей.

А ещё город знаменит «Играми Дедов Морозов», которых ежегодно приглашает к себе в гости карельский Морозенок – Паккайне. Считается, что именно здесь, в небольшом карельском райцентре, его Родина. 1 декабря у Паккайне день рождения. И на него съезжаются разные Деды Морозы со всей России и Санта-Клаусы из-за границы. Открываются Игры накануне дня рождения праздничным шествием, которое обычно верхом на белой лошади в сопровождении гномов возглавляет главный Дед Мороз России из Великого Устюга. Деды Морозы и Санта-Клаусы идут по ночному городу с песнями и поздравляют горожан и гостей Олонца с началом зимы.

На следующий день морозная Олимпиада продолжается разными веселыми соревнованиями. Седобородые дедушки состязаются и определяют самого-самого в метании валенка, в украшении елки, в преодолении специальной полосы препятствий. А в завершение Олонецких Игр – самый настоящий футбольный матч со сборной командой ветеранов спорта Олонецкого района и местных депутатов. На заснеженном поле, в валенках и тулупах. Только посохи разрешено оставить на хранение в подтрибунных помещениях.

Так что приезжать в Олонец можно в любое время года. И весной, и летом, и осенью. И не обязательно приурочивать поездку к какому празднику или фестивалю. В городе и так есть на что посмотреть.

Например, на самую старую в крае церковь Флора и Лавра, расположенную в селе Мегрега, что от Олонца в 12 км на юго-восток по старой трасе М18 «Кола». В пригороде Олонца – деревне Кунелица – стоит изумительная пятиглавая кладбищенская Успенская церковь, в которой, наверное, чудом сохранился иконостас XVIII века. А в самом Олонце восстанавливается интересная своей историей церковь Иконы Смоленской Божьей Матери.


Олонец. Что определяет лицо этого города?

Один из древнейших карельских городов – Олонец, был заложен в качестве порубежной крепости в месте слияния двух рек – Олонки и Мегреги. Разными событиями богата многовековая история этого населенного пункта...

Вплоть до 1721 года он исправно защищал границы Российского государства. Был крупным торговым центром Русского Севера. В начале XVIII века Олонец по пути на один из первых бальнеологических курортов России – Марциальные Воды – неоднократно посещал Петр Первый.

Шли, складываясь сначала в десятилетия, а потом и в века, годы. Потихоньку, исподволь, они изменяли этот город. А воды Олонки и Мегреги и сегодня, как много лет тому назад, несут свои воды на встречу с уже недалеким отсюда Ладожским озером. Точно так же, как кружащиеся по Олонцу реки, причудливо изгибаются и танцуют свой немудреный, медленный танец деревянные, по-домашнему уютные олонецкие улочки. А мосты определяют лицо города, придают ему оригинальные и неповторимая черты...

Они, в отличие от олонецких улиц, прямо пересекают покрытое льдом или свободное от него речное русло, тем самым скрепляя прочными, в большинстве своём деревянными, стежками замысловатую городскую ткань. А чтобы сами мосты были прочнее – для того в них предусмотрена такая интересная конструкция, как ледолом.

Олонец – город у слияния рек, решивший своими мостами соединить разделённые водными преградами берега... Идеалист! Но может, именно этой своей чертой городского характера Олонец и покоряет любого приезжего?

Всего мостов в Олонце, по рассказам его жителей, восемь. И это на одиннадцать тысяч жителей! Кто хочет проверить – приезжайте. Олонец любит туристов. И во многом благодаря им и живёт...

А как приедете и пройдётесь по многочисленным олонецким мостам… Обязательно выйдите на небольшой (длиной – не более 160, а шириной около 50 м) островок Мариам, что лежит ниже места слияния Мегреги с Олонкой. А ещё до того, как выйдите, увидите стоящую на острове каменную пятиглавую церковь Иконы Смоленской Божьей Матери с трапезной и колокольней, что построена в 1824-1830 гг. в стиле классицизма.

О строительстве этого храма есть интересная легенда. Мол, в 1819 году Олонец посетил Александр I. И не просто посетил, а зашел помолиться о здравии своих подданных. А как зашел, так пришел в неописуемый ужас. В таком плачевном состоянии тогда находилась церковь Иконы Смоленской Божьей Матери. Её ветхость настолько потрясла императора, что он незамедлительно выделил на ремонт или постройку нового храма 20 тыс. рублей. И через пять лет началось строительство.

Кстати, с именем Александра I связана ещё одна легенда. До революции церковь была действующей и к категории олонецких достопримечательностей ещё не относилась. Достопримечательность – катафалк, на котором везли тело Александра I из Таганрога в Петербург, стоял внутри церкви, между двумя столбами. В Олонец же катафалк попал благодаря немалым стараниям олонецкого купца И. Ф. Редуева.

В советское время Собор долгое время был закрыт. Колокольня и завершения – сломаны. Сначала в здании размещался кинотеатр, потом (с 1974 г.) музей. В 1989-м церковь возвращена верующим и сейчас восстанавливается.

В пригороде Олонца – деревне Кунелица, реконструируется ещё одна, пятиглавая кладбищенская Успенская церковь с чудом сохранившимся иконостасом XVIII в.

Этот деревянный храм был построен во времена «императрицы и самодержцы Всероссийския, Великия Государыни Екатерины Алексеевны». Почти два с половиной столетия тому назад.

В 1788 году олонецкое городское кладбище было перенесено на новое место. Именно по этой причине 28 мая 1788 года на новом месте был заложен новый храм, который к осени уже был построен, а 15 октября освящен.

К концу следующего века (в 1862 году) церковь подверглась серьезным обновлению и перестройке, инициатором которых, в память о скончавшейся супруге, выступил олонецкий купец Василий Федорович Кузнецов. Благодаря его деньгам и старанию, храм подняли на фундамент, подправили и обшили тесом фасад, на паперти установили три колокола. Саму же церковь сделали теплой.

Так что, если кто попадет в Кунелицы, то, глядя на церковь, обязательно пусть вспомнит купца Кузнецова и его супругу. Если бы не они, кто знает, дошло ли бы до наших дней это культовое сооружение? А ведь то, что оно сохранилось, важно не только для него самого.

В середине прошлого века, когда одну за другой стали закрывать олонецкие церкви, сюда, в отдаленный кладбищенский храм, верующие приносили всё, что считали нужным спасти. На его чердаке и в домике кладбищенского сторожа были собраны иконы со всего Олонца и его окрестностей. Здесь же хранилась и одна из важнейших святынь края – храмовая икона Смоленского собора.

Успенской церкви, в отличие от многих других олонецких храмов, повезло. Она и сегодня радует нас своими голубыми главками.

А вот возведенный в 1630-м и перестроенный в 1891 году Николаевский собор был разобран в 70-х годах прошлого века. Не дошли до нас и другие олонецкие церкви. Например, Тихвинской иконы Божьей Матери (1682 г.). Или Архистратига Михаила (1672 г.). Зато прямо в центре Олонца стоит современная кирха одной из двух основных протестантских конфессий России – Лютеранской Церкви Ингрии.

А вот для того, чтобы увидеть одну из старейших деревянных церквей Карелии, надо проехать в деревню Мегрега, что в 12 километрах на юго-восток от райцентра по старой трассе М18 «Кола». Почти сразу же за выездом из этого населенного пункта, справа от дороги, в сосновом лесу стоит небольшая деревянная кубическая церковь Флора и Лавра с восьмискатным подщипцовым покрытием и с трапезной палатой.

Построена она в 1613 г. в честь побед России в войне со Швецией и по образцу каменных церквей. Посвящен храм святым Флору и Лавру, день памяти которых празднуется 18 (31) августа. Эти святые почитались крестьянами Русского Севера как хранители домашнего скота, покровители крестьянского хозяйства.

Ещё во времена наших дедушек и бабушек святые Флор и Лавр были известны если не всем, то очень многим. Их изображения обязательно были в каждом крестьянском доме.

Мегрегская церковь является редчайшим в стране памятником деревянного зодчества. В ней, четырехфронтонной, с шатровым верхом, хорошо просматриваются черты, характерные для знаменитого новгородского каменного храма Федора Стратилата – восьмерик с крышей в виде невысокого шатра расположен над трапезной, вход с крыльцом устроен с северной стороны. Церковь, как и её каменный прототип, небольшая по размеру, рублена из бревен, позже, в XIX веке, по архитектурным веяниям того времени, обшита снаружи тесом. Последнее сделано для придания деревянной церкви большего сходства с каменной.

Строгий интерьер церкви сохранился почти без изменений. У восточной стены, перед алтарем, установлен редко встречающийся старинный трехъярусный тябловый иконостас.

Церковь действующая, в ней периодически проводят службы. В её окрестностях расположено кладбище, на котором хоронят и в настоящее время. Храм, хотя и находится на небольшом пригорке, почти не виден с дороги из-за того, что закрыт деревьями сосновой кладбищенской рощи. Чтобы попасть к церкви, надо хотя бы примерно знать, где она. Для этого достаточно спросить у местных жителей о том, где деревенское кладбище. И вам обязательно ответят, покажут, а может, даже и проводят до самого места.

Язык, как показывает практика, он не только до Киева, но без особых проблем доводит и до мегрегской церкви Флора и Лавра. И не только до неё…

Фотогалерея

Автор: Koнcтaнтин Kyчep
Просмотров страницы: 110




Читайте статьи в разделе «Города и страны»

Отдых в Греции
Когда лучше приезжать в Санкт-Петербург и надо ли бояться питерской погоды?
Где можно отдохнуть в Москве? Екатерининский парк
Увидеть Минск - и полюбить?
На Мадейру? На Мадейру!

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363