Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Ералаш
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Как выбрать межкомнатные двери?
Как выбрать межкомнатные двери?



Каким должно быть общение с солнцем?
Каким должно быть общение с солнцем?



Длительные поездки
Длительные поездки



Кто болеет чаще
Кто болеет чаще



Случайности не случайны
Случайности не случайны






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Ералаш»


Что тексту разум дает?


Что тексту разум дает?

Если сразу и коротко – знаки препинания. Торопыг и предубежденцев, готовых сейчас же схватиться за топор и голосить: «автор так и не понял, что главное...», попрошу сразу пройти к звездочкам и поставить свою единицу, не пытаясь непонятливому автору что-то там втолковывать. Автор все равно не поймет. Потому что пишет не для вас – но для умных и вдумчивых настоящих и будущих друзей, настроенных на общение и понимание.

Вот им и предлагаю попробовать взять какой-нибудь абзац и избавить его от точек-запятых. Да хоть классическое «казнить нельзя помиловать». Что придает разум вердикту? Одна-единственная запятая.

И все ж так часто приходится сталкиваться с искренним возмущением: «Зачем нужны эти запятые!» А также – точки, точки с запятыми, двое- и многоточия, тире, кавычки... Все это разнообразие знаков препинания доставляет горькое наслаждение граммар-наци, ощущающим себя немногими Верными в океане неверных. Но – обременяет школьников, в досаду вводит взрослых.

Назвал эти точки и закорючки знаками препинания явно кто-то из страдальцев. Ибо «препинание» еще в древнем русском языке имело оттенок негативный и означало три сотни лет назад препятствие, помеху, даже подножку. А «препинатель» – это не профессиональный расстановщик точек и запятушек в рукописях, а – «обманщик, жулик, интриган».

Современный толковый словарь русского языка, в отличие от словаря XI–XVII вв., отдельно слово «препинание» не рассматривает, а лишь в составе устойчивого выражения «знаки препинания» – в качестве обозначения совокупности графических знаков, использующихся в письменной речи для упорядочения текста, для его организации.

История становления пунктуации свидетельствует: интеллектуалы напряженно работали над тем, чтобы информация письменного текста обрела все достоинства, присущие письменной речи, не утратив «разумности», понятности речи устной. Придумав письменность, человек понял: надо сделать текст понятным не на уровне знаков, а на уровне фраз. Чтобы «речь бы с речию не сплелася», чтобы слово не соединилось с предлогом, чтоб «также» отличалось от «так же» – первым делом человек изобрел точку. Затем сообразил: для каких-то нужд можно использовать две, три, четыре точки, в разных комбинациях – вертикальным двоеточием, четвероточием-ромбиком.

Древняя Русь знаки препинания усваивала из византийских текстов. Следуя за своими духовными учителями, русские интеллектуалы век за веком совершенствовали пунктуацию.

В XI веке они обходились одной или несколькими точками (несколько позднее – и запятой, назначение которой бывало разным, в том числе – и для разделения слов, когда запятую, как и точку, ставили после каждого слова). Позднее система развилась, изощрилась.

Л.В. Черепнин в своем академическом труде «Русская палеография» перечисляет следующие знаки препинания из рукописей XVI–XVII веков: запятая, подстолия (точка с запятой), прибыльца (знак восклицательный), прибавленая, точка, положителнаа, кендема, кавыка, слогия, статиа, стишица, отрикаль. И отмечает: в ту пору уже существовали специальные руководства, объяснявшие, как употреблять знаки препинания. Такие руководства называли умение правильно использовать эти знаки («разумети, где достоит поставити в писании запятая») «истиннословием».

Может, в этом и заключается проблема тех многогрешных, которых я в первом абзаце высокомерно исключила из числа достойных читателей? Не владея в должной мере языком, они не обладают и способностью прочесть и понять текст? И потом, мучась и напрягаясь, пытаются мне объяснить, как они меня поняли? Стыдясь своего снобизма и сожалея об отвернутых, попробую помочь практическим советом.

Им, добрым людям, я предлагаю первым делом вспомнить школьное детство. Те знаки, которым нас учили в школе, – это грамматические знаки препинания. «С картинки в твоем букваре» мы твердо усваивали: точка ставится в конце предложения... Еще нас учили точку ставить, завершая заголовок. Эту гнусную привычку, помнится, пришлось из себя по капле выдавливать – как Чехов раба...

А дальше, после букваря, – больше: запятая разделяет однородные члены предложения... Если предложение начинается с «если», то перед «то» надо ставить запятую... Многие ломались, так и не сумев сориентироваться, когда перед «и» запятая нужна, а когда – воспрещена...

Долго ли, коротко, но научили нас в школе ставить и прочитывать эти точки-запятые. И для того, кто со стихией языка живет в согласии, знаки препинания – не препятствие, не помеха и не уловка, а, по-чеховски же, «ноты при чтении».

Запятые разграничивают части сложных предложений, выделяют обособленные конструкции внутри предложения. Тире заменяют пропущенные члены предложения, маркируют смысловые паузы. Кавычки оформляют прямую речь, цитаты. Вопросительные-восклицательные (да, и точки!) привносят в текст эмоции.

В общем, закончу пересказывать учебник, сообщая о документированных, так сказать, возможностях знаков препинания. Тем, кто идет на ЕГЭ, правила вдолбили учителя. А тем, кому ЕГЭ не грозит, посоветую об учебниках забыть – и поверить в то, что запятые расставить можно с помощью разума и воображения. Поскольку знаки препинания еще бывают «смысловыми», «интонационными» – личностными, сполна характеризующими пишущего.

Попросту говоря – как попросту я и говорила по поводу многих статей на ШЖ, авторы которых робки или небрежны со знаками препинания, – прочитайте свой текст вслух, что называется – с выражением. Доверьтесь своей интуиции – и там, где «выражение» делает паузы, – ставьте запятые. А где оно требует паузы большей – сделайте ее, поставив в тексте тире.

Вот так – доверяя себе, прислушиваясь к себе – можно научиться обустраивать свои тексты с помощью знаков препинания.

И все ж одно правило хотелось бы напомнить: не ставьте запятые после «однако» в начале предложения! Только не после «однако»!!! Поскольку тут интуиция и воображение не помогают. Глубокомысленно задуматься, хоть устно, хоть письменно, после «однако» – делая соответствующую паузу – тянет очень многих. У читателя же сам собой всплывает в память герой анекдотов – вам это надо?

На сей счет есть совсем простой совет: избегать сложных конструкций, сложных фраз, где вы наверняка ошибетесь (например, причастных оборотов). Обойдитесь, однако, без «однако».

Автор: Любa Meльник
Просмотров страницы: 96




Читайте статьи в разделе «Ералаш»

Как собраться на рыбалку летом?
Бузина чёрная и жемчуг. Что у них общего?
Как правильно выбрать арбуз и дыню?
Как оборудовать место для пикника?
Какой станет одежда в будущем?

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363