Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Ералаш
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Какой салат приготовить к торжеству? В копилку изысканных рецептов
Какой салат приготовить к торжеству? В копилку изысканных рецептов



Во что верить? Основные религии мира
Во что верить? Основные религии мира



Как добавить эффективности к кардио для жиросжигания?
Как добавить эффективности к кардио для жиросжигания?



Соответствует ли Ваша работа Вашему знаку Зодиака?
Соответствует ли Ваша работа Вашему знаку Зодиака?



Женский пикап. Соблазнение мужчин оптом
Женский пикап. Соблазнение мужчин оптом






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Ералаш»


Что тексту разум дает?


Что тексту разум дает?

Если сразу и коротко – знаки препинания. Торопыг и предубежденцев, готовых сейчас же схватиться за топор и голосить: «автор так и не понял, что главное...», попрошу сразу пройти к звездочкам и поставить свою единицу, не пытаясь непонятливому автору что-то там втолковывать. Автор все равно не поймет. Потому что пишет не для вас – но для умных и вдумчивых настоящих и будущих друзей, настроенных на общение и понимание.

Вот им и предлагаю попробовать взять какой-нибудь абзац и избавить его от точек-запятых. Да хоть классическое «казнить нельзя помиловать». Что придает разум вердикту? Одна-единственная запятая.

И все ж так часто приходится сталкиваться с искренним возмущением: «Зачем нужны эти запятые!» А также – точки, точки с запятыми, двое- и многоточия, тире, кавычки... Все это разнообразие знаков препинания доставляет горькое наслаждение граммар-наци, ощущающим себя немногими Верными в океане неверных. Но – обременяет школьников, в досаду вводит взрослых.

Назвал эти точки и закорючки знаками препинания явно кто-то из страдальцев. Ибо «препинание» еще в древнем русском языке имело оттенок негативный и означало три сотни лет назад препятствие, помеху, даже подножку. А «препинатель» – это не профессиональный расстановщик точек и запятушек в рукописях, а – «обманщик, жулик, интриган».

Современный толковый словарь русского языка, в отличие от словаря XI–XVII вв., отдельно слово «препинание» не рассматривает, а лишь в составе устойчивого выражения «знаки препинания» – в качестве обозначения совокупности графических знаков, использующихся в письменной речи для упорядочения текста, для его организации.

История становления пунктуации свидетельствует: интеллектуалы напряженно работали над тем, чтобы информация письменного текста обрела все достоинства, присущие письменной речи, не утратив «разумности», понятности речи устной. Придумав письменность, человек понял: надо сделать текст понятным не на уровне знаков, а на уровне фраз. Чтобы «речь бы с речию не сплелася», чтобы слово не соединилось с предлогом, чтоб «также» отличалось от «так же» – первым делом человек изобрел точку. Затем сообразил: для каких-то нужд можно использовать две, три, четыре точки, в разных комбинациях – вертикальным двоеточием, четвероточием-ромбиком.

Древняя Русь знаки препинания усваивала из византийских текстов. Следуя за своими духовными учителями, русские интеллектуалы век за веком совершенствовали пунктуацию.

В XI веке они обходились одной или несколькими точками (несколько позднее – и запятой, назначение которой бывало разным, в том числе – и для разделения слов, когда запятую, как и точку, ставили после каждого слова). Позднее система развилась, изощрилась.

Л.В. Черепнин в своем академическом труде «Русская палеография» перечисляет следующие знаки препинания из рукописей XVI–XVII веков: запятая, подстолия (точка с запятой), прибыльца (знак восклицательный), прибавленая, точка, положителнаа, кендема, кавыка, слогия, статиа, стишица, отрикаль. И отмечает: в ту пору уже существовали специальные руководства, объяснявшие, как употреблять знаки препинания. Такие руководства называли умение правильно использовать эти знаки («разумети, где достоит поставити в писании запятая») «истиннословием».

Может, в этом и заключается проблема тех многогрешных, которых я в первом абзаце высокомерно исключила из числа достойных читателей? Не владея в должной мере языком, они не обладают и способностью прочесть и понять текст? И потом, мучась и напрягаясь, пытаются мне объяснить, как они меня поняли? Стыдясь своего снобизма и сожалея об отвернутых, попробую помочь практическим советом.

Им, добрым людям, я предлагаю первым делом вспомнить школьное детство. Те знаки, которым нас учили в школе, – это грамматические знаки препинания. «С картинки в твоем букваре» мы твердо усваивали: точка ставится в конце предложения... Еще нас учили точку ставить, завершая заголовок. Эту гнусную привычку, помнится, пришлось из себя по капле выдавливать – как Чехов раба...

А дальше, после букваря, – больше: запятая разделяет однородные члены предложения... Если предложение начинается с «если», то перед «то» надо ставить запятую... Многие ломались, так и не сумев сориентироваться, когда перед «и» запятая нужна, а когда – воспрещена...

Долго ли, коротко, но научили нас в школе ставить и прочитывать эти точки-запятые. И для того, кто со стихией языка живет в согласии, знаки препинания – не препятствие, не помеха и не уловка, а, по-чеховски же, «ноты при чтении».

Запятые разграничивают части сложных предложений, выделяют обособленные конструкции внутри предложения. Тире заменяют пропущенные члены предложения, маркируют смысловые паузы. Кавычки оформляют прямую речь, цитаты. Вопросительные-восклицательные (да, и точки!) привносят в текст эмоции.

В общем, закончу пересказывать учебник, сообщая о документированных, так сказать, возможностях знаков препинания. Тем, кто идет на ЕГЭ, правила вдолбили учителя. А тем, кому ЕГЭ не грозит, посоветую об учебниках забыть – и поверить в то, что запятые расставить можно с помощью разума и воображения. Поскольку знаки препинания еще бывают «смысловыми», «интонационными» – личностными, сполна характеризующими пишущего.

Попросту говоря – как попросту я и говорила по поводу многих статей на ШЖ, авторы которых робки или небрежны со знаками препинания, – прочитайте свой текст вслух, что называется – с выражением. Доверьтесь своей интуиции – и там, где «выражение» делает паузы, – ставьте запятые. А где оно требует паузы большей – сделайте ее, поставив в тексте тире.

Вот так – доверяя себе, прислушиваясь к себе – можно научиться обустраивать свои тексты с помощью знаков препинания.

И все ж одно правило хотелось бы напомнить: не ставьте запятые после «однако» в начале предложения! Только не после «однако»!!! Поскольку тут интуиция и воображение не помогают. Глубокомысленно задуматься, хоть устно, хоть письменно, после «однако» – делая соответствующую паузу – тянет очень многих. У читателя же сам собой всплывает в память герой анекдотов – вам это надо?

На сей счет есть совсем простой совет: избегать сложных конструкций, сложных фраз, где вы наверняка ошибетесь (например, причастных оборотов). Обойдитесь, однако, без «однако».

Автор: Любa Meльник
Просмотров страницы: 24




Читайте статьи в разделе «Ералаш»

Во что верить? Основные религии мира
День Волги
В чем сила любви, которая разрушает не только семьи, но и цивилизации?
День Балтийского флота ВМФ России
Международный день музеев

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363