Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Советы для жизни
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Какой салат приготовить к торжеству? В копилку изысканных рецептов
Какой салат приготовить к торжеству? В копилку изысканных рецептов



Во что верить? Основные религии мира
Во что верить? Основные религии мира



Как добавить эффективности к кардио для жиросжигания?
Как добавить эффективности к кардио для жиросжигания?



Соответствует ли Ваша работа Вашему знаку Зодиака?
Соответствует ли Ваша работа Вашему знаку Зодиака?



Женский пикап. Соблазнение мужчин оптом
Женский пикап. Соблазнение мужчин оптом






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Советы для жизни»


В отпуск – с фотоаппаратом


В отпуск – с фотоаппаратом

Как подготовиться к съемке?

Фотосъемка сейчас – массовое развлечение. К немалому сожалению развлекающихся, результат съемки часто непредсказуем. Более того: тот, кто хоть однажды брал в руки фотоаппарат, наверняка испытал немало разочарований. Подвести может все: фотоаппарат, аккумулятор, погода, а также зрение, характер и любимая мозоль фотографа.

Потому, собираясь в отпуске активно фотографировать, во-первых, изучите технику, на которой предстоит работать; во-вторых, подготовьте ее и, главное, себя к работе в «поле»; в-третьих – научитесь фотографировать.

Осваиваем технику

Дайте себе время на освоение свежекупленной камеры. Начните с чтения инструкции по эксплуатации, затем обязательно установите дату и время. Отключите отображение этой даты на снимке!

Понимаю, эти советы звучат смешно. Но на всяких фотофорумах столько банальных до неприличия вопросов! И в ответ – советов почитать инструкцию. А уж фотки с циферками, свидетельствующими о дате съемки (нередко – реальной дате не соответствующей!), в Интернете всякий, наверное, видывал.

Большинство цифровых мыльниц дает возможность снимать в автоматическом режиме – когда от вас требуется лишь фокусировка камеры на нужном объекте, и в режиме полуавтоматическом – с заданием параметров съемки. Чаще всего в инструкции вариации полуавтоматического режима именуются сюжетными программами, сценариями.

Предполагается, например, съемка ландшафта в условиях «обычных» или «особенных» – повышенной освещенности (пляж, снег), с преобладанием желтых-красных тонов (осень), с преобладанием красных тонов при снижении освещенности (закат), панорама; натюрморт; портрет; вечерняя/ночная съемка; макросъемка; спортивная съемка. Каждый из этих сценариев содержит определенный «пакет» показателей экспонирования, раскрытия диафрагмы, светочувствительности.

Инструкция даст вам общие сведения о том, как соотносить задачи съемки с необходимостью перехода в тот или иной режим. На практике испробуйте все режимы – поснимайте тот или иной объект при разных настройках.

Можете вести журнал таких испытаний, а можете обойтись без этого, фотоаппарат сделает это за вас. Графический файл с цифровой камеры содержит много всякой информации о себе: каким фотоаппаратом и когда он сделан, как происходила съемка (с какой выдержкой сделан снимок, с каким разрешением, срабатывала ли вспышка, компенсировался ли эффект «красных глаз», фокусное расстояние, светочувствительность).

Эти данные записаны в формате EXIF, их наличие помогает оптимизировать печать снимка. Но – не только. Если вы собираетесь фотографировать серьезно – этот «довесок» к снимку поможет вам в анализе своих работ, в выборе наилучших для вас приемов съемки.

Для примера: оригинал этого снимка размещен на Яндекс.Фотки, к нему автоматически при загрузке добавлена следующая информация о снимке (EXIF): «Производитель: SONY; Модель камеры: Sony Alpha DSLR-A300; Выдержка: 1/80 сек; Диафрагма: f/4.0; Фокусное расстояние: 55 мм; ISO: 400; Компенсация экспозиции: 0 eV; Режим съёмки: портрет; Время съёмки: 30 октября 2008, 16:37; Программа: Adobe Photoshop CS3 Windows».

В какой-то момент вы, может быть, поймете, что отвлекаться на выбор этих «сценариев» для вас смысла нет, вас устраивает режим автоматический. Вот так и настройте свою камеру, и будет вам вполне приемлемый результат. Вполне возможно, что на «автомат» вы предпочтете перейти как раз тогда, когда обзаведетесь определенной суммой навыков фотосъемки – то есть, когда на собственном опыте поймете: снимает не фотокамера, снимает – фотограф.

Готовимся к работе «в поле»

Отправляясь в путешествие, вы везете с собой не только фотоаппарат. К нему вы прихватили зарядное устройство, сменную карту памяти, а самое главное – удобную для работы одежду и обувь.

Вот с последнего и начнем. Девушка-фотограф на шпильках – это, конечно, красиво, но имейте в виду: она не фотографирует, она – позирует. Снимать на каблуках нормально – невозможно! Нужна свободная спокойная обувка, в которой вы сможете прошагать раза в два-три больше, чем ваши спутники, – чтобы найти точку съемки, надо потоптаться у объекта, порой – изрядно. А чтобы сделать снимок – нужна устойчивая поза.

Одежда – тоже свободная, удобная. Профессионалы на съемку в сумку с прочими принадлежностями не лишним считают положить, например, чистую футболку (ибо работа до пота для фотографа – дело обычное). Примите это во внимание. А также то, что при съемке может оказаться необходимо вскарабкаться куда-нибудь повыше, либо присесть, встать на колено и даже прилечь – в поисках интересного ракурса.

Учитывайте особенности вашего зрения. С дисплеем камеры сложно работать людям пожилым, у которых начались возрастные изменения зрения, когда глаза теряют способность быстро реагировать на внешние условия – переключаться с далеких объектов на близкие, и наоборот. Если возрастная дальнозоркость уже дотянулась до вас – не скупитесь, купите камеру, позволяющую полноценно работать именно с видоискателем.

Близорукость не помешает работе с дисплеем камеры. А вот с видоискателем близорукому будет тяжко. Если ваша камера позволяет настраивать видоискатель – сделайте это, и работайте с его помощью, так удобнее определяться с выбором объекта съемки, а тем более – с моментом.

Не забывайте проверять состояние аккумулятора или батарей. Понаблюдайте, как долго держится заряд, на сколько снимков его хватает, как практика соответствует тому, о чем говорит инструкция.

И знайте о мерах экономии заряда. Во-первых, не просматривайте отснятое на дисплее камеры – все равно нормально оценить сами снимки вы так не сможете. Во-вторых, с умом используйте возможность съемки со вспышкой и с устранением эффекта «красных глаз». В-третьих, подумайте – может, вообще откажетесь от работы с дисплеем? Работать с видоискателем – гораздо удобнее!

Сменная карта памяти – дело полезное. Увлекшись, вы за день можете запросто заполнить 4-гигабайтную карту. И как такое случится – вы сразу же поймете: главные снимки на сегодня вы еще не сделали, и приметесь судорожно перерывать отснятое, пытаясь по дисплею оценить снимок. Нет, ради личного комфорта – прихватите сменную карту! И проверьте ее в работе заранее!

Наконец, ради страховки – ведь подвести может и сам фотоаппарат – имейте в виду фотокамеру телефона. Лучше любой снимок, чем вообще никакого!

Что снимать, как снимать?

Это общеизвестно: одно из любимых наших занятий в отпуске – фотографировать. Запечатлеть все достопримечательности! А главное – родных и знакомых на их фоне.

Чтобы уютным зимним вечером сунуть гостям пачку этих летних картинок. И ждать восторгов – вы-то ведь помните, как вам тогда, во время съемки, было хорошо! Только вот незадача: вы с досадой замечаете, что ваши работы зрители в руках держат вроде как по обязанности. Из вежливости – уважая ваши чувства.

Планируя с помощью фотографий рассказать публике о своем отпуске, подумайте о том, как сделать фотоотчет интересным. Решите – что вы намерены снимать? Отпускные наряды ваших спутников? Приятеля в лапах нильского верблюда? Мужа/жену, расслабляющихся на отдыхе? А фоном – диковины мира, от историко-культурных до природных...

Смею утверждать: разумнее сделать героями снимков эти диковины. Но все ж сначала – о том, как снимать.

Учимся фотографировать

Повторюсь: снимает – фотограф. Важно сделать привычной для себя работу с фотокамерой, чтобы не столбенеть перед простейшими проблемами. Например, перед «шевеленкой», когда непривычные к камере руки дрожат, изображение смазывается. Вот совет, на который я наткнулась на одном из фотофорумов: «Мне помогают в этой борьбе с шевеленкой навыки стрельбы – делаешь вдох, а на выдохе медленном стреляешь, то есть снимаешь». Между прочим, да – помогает!

Важно научиться правильно держать камеру. Важно видеть то, что годно для съемки, и нажимать на кнопку вовремя, но не до или после нужного момента.

Потому главное – снимайте как можно больше. Ни дня без фотосъемки – это должно быть правилом. Фотографируя, а затем рассматривая результаты работы, вы будете приобретать очень полезные навыки.

Вы сживетесь с фотокамерой, начнете на мир, наконец, смотреть ее «глазами». Привыкнете находить объект и момент для съемки, видеть цвет, чувствовать освещенность.

Начав фотографировать – срочно регистрируйтесь на каком-нибудь фоторесурсе и выкладывайте свои изделия. Приготовьтесь к двум формам реакции: «отлично, +5, заходите на мою страницу» и «Все г<...>, как не стыдно такое вываливать!».

Все нормально. Зайдите на страницу и к первому комментатору, и ко второму – посмотрите их работы, сравните со своими. Присваивайте и осваивайте чужие темы и схемы съемки, приемы, наконец – идеи. Это не воровство, это – обучение.

Не поленитесь, готовя поездку, посмотреть чужие снимки тех же самых местностей, куда вы отправляетесь. Так вы сможете заранее определить условия съемки, изучить объекты и видовые точки.

Выбираем объект, оцениваем натуру

Архитектура. Две беды при съемке архитектуры – строение либо не влезает в кадр, либо заваливается. Не пытайтесь сфоткать дворец или собор в один щелк – потратьте на него несколько кадров. Дублируйте один и тот же сюжет. Держите камеру прямо. Впрочем, если камера будет слегка запрокинута – перспективные искажения можно будет исправить при редактировании снимков.

Общий вид сделайте с главной видовой точки, откуда здание снимают ВСЕ. Не бойтесь оказаться банальным – скорее всего, эта точка съемки и есть самая удобная, откуда памятник будет виден целиком. Постарайтесь не обрезать здание при съемке – чтобы и справа-слева остался воздух, и снизу запечатлелся цоколь и тротуар, и сверху (особенно если снимаете храм с куполами и крестами) для небес хватило места.

При этом помните: фронтальные снимки архитектурных объектов скучны. Чтобы выявить объем, здания, его «архитектурность», снимайте его, стоя не по центру фасада, а ближе к углу. Тогда на снимке вы получите приличную для жанра перспективу.

Подумайте об освещении зданий. Полуденное солнце дает резкие черные тени, которые, к тому же, направлены чуть не отвесно сверху вниз. Удачными будут снимки, сделанные утром или вечером – когда свет мягче (особенно рано утром), направлен слева или справа, выявляет таким образом детали.

Если детали здания достойны внимания – фотографируйте их с близкого расстояния, так вы зафиксируете не только рисунок детали и рельеф, но и особенности фактуры.

Музеи. В разных музеях – разное отношение к людям фотографирующим. Где-то позволено все, где-то – только без вспышки, где-то – только не зеркалкой, где-то – все низззя. Сообразуйтесь с разрешениями и запретами – и используйте возможности. По своему опыту сужу – лояльнее всего музейщики бывают при съемке на открытии различных выставок.

Затруднения вызывает съемка через стекло витрин. Такая съемка может быть удачной, лишь если делается без вспышки и без случайных отражений. Особенно важно здесь не смазать изображение, поскольку без вспышки выдержка окажется большой.

Снимаете живопись – в результате, скорее всего, получите картинку с перекошенными углами. Впрочем, это нетрудно исправить при редактировании снимка.

Вообще же проще не изощряться – любой музей готов обеспечить туристов снимками экспонатов, выполненными профессионально. Путеводители, каталоги печатные и цифровые – к вашим услугам.

По-моему, приятнее всего в музеях фотографировать не экспонаты, а людей в общении с произведениями искусства. Интереснее!

Пейзажи. Здесь главные трудности, мне кажется, – композиционные. Помочь может либо врожденный, либо воспитанный вкус. С врожденным – дело понятное, воспитывать же можно – читая книжки о композиции и рассматривая картины и фотографии. Книжки с примерами, схемами объяснят вам все о золотом сечении, о перспективе, о планах переднем, среднем и дальнем, а также крупном-среднем-мелком. Довольно популярна у начинающих фотографов книга «Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов» (автор – Д. Кораблев).

Любимый жанр

Мы же все понимаем: без снимков в любимом жанре «это имярек на фоне...» никакой путешественник не обойдется. Вопрос лишь в том, как сделать эти снимки.

Надо учитывать некоторые технические моменты портретной съемки. Отпуск чаще приходится на летнее время, летнее солнце – жесткое, яркое, дает черные, грубые тени, которые портят фотопортрет.

Проблему может решить либо съемка ранним утром или вечером (см. об архитектуре), либо съемка в тени, а также использование вспышки – для подсветки лица. Да, летом, на ярком солнце – и со вспышкой! Попробуйте, и увидите, что таким образом вы избавитесь от страшной черной тени под носом, которая обычно украшает многие летние портреты, выполненные любителями.

В отношении выбора натуры, момента для съемки... Понаблюдайте за собой – какие портреты вам интересно рассматривать? Такие, где пойман момент жизни, где модель не позирует, а живет. Или позирует – но очень искусно.

При съемке людей важно уметь наблюдать за объектом съемки, подстеречь момент. Усыпить бдительность объекта несложно – пусть он привыкнет к тому, что камера в ваших руках находится всегда. Пусть он либо вообще не заметит, либо заметит в самый последний момент, что его фотографируют.

Если объект – из ваших друзей, знакомых, близких-родных – скорее всего, он не будет протестовать против съемки. В отношении же всех прочих случаев действует статья 152.1 «Охрана изображения гражданина» Гражданского кодекса: съемка не возбраняется «в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях)». Добавлю – и если гражданин не выражает протест против съемки.

Наконец, отслеживайте, как фотографируемый «взаимодействует» с окружающим пространством. Обидно на хорошем в общем портретном снимке обнаружить всякие «неприличности» – типа торчащей из макушки человека пальмы. Порой достаточно при съемке сместиться с камерой на полметра – и проблемы не будет.

Как хвастаться итогами съемок?

Завершилось путешествие. Вы привезли из поездки множество фотографий, просмотрели их – и остались довольны: есть удачи, есть нормальные снимки, есть – вполне сносные. Словом, есть чему радоваться и чем похвастаться перед друзьями. Но как же представить зрителям отснятый материал?

Последние штрихи

Перво-наперво – не спешите. Просмотрите привезенную добычу еще и еще раз – серьезно и внимательно. Отсортируйте откровенно неудачные снимки. Слишком темные, слишком светлые, нерезкие, результат случайного нажатия затвора. Выбрасывать не возьмусь советовать – у самой на такое рука не поднимается. Лежат себе на дисках, места немного занимают. Вдруг да пригодится, хоть – на фон, на текстуру какую?

А с теми кадрами, которые вы сочли удачными, – надо поработать. Среди продвинутых любителей находятся пижоны, утверждающие (со ссылкой на советы мастеров, читавших им курс фотографии!), что Photoshop – это большое фи. Как сняли – так, мол, и демонстрируем зрителю, в том истинное мастерство, чтоб до съемки построить кадр, сделать свет, уловить настроение.

Спорить не приходится, это – позиция. Крупица истины тут есть – к съемке надо относиться серьезно. Но в абсолют этот принцип возводить не стоит. Переубедить таких профи не помогает даже отсылка к прежним временам фотографии, когда любой уважающий себя фотограф в соответствии с задачами съемки и проявитель сам составлял, и при печати снимки кадрировал, маски применял.

Я считаю, что снимки редактировать надо. И обработка не менее важна, чем сам акт фотосъемки. Не гнушайтесь этой работы.

Советую, имея в виду возможности Adobe Photoshop. Дорого, не всем доступно. Объемно, для комфортной работы требуется хороший компьютер – но все же стоит попробовать именно эту специализированную программу с огромным количеством возможностей.

Увлекаться не стоит, но попробуйте выполнить тональную и цветовую коррекцию – и будете поражены результатом. Даже такое редактирование поможет вам «вытянуть» вроде бы провальные снимки, где часть изображения затемнена.

Размыв фон на портрете, вы отнесете вдаль ту самую пальму, что торчала из макушки модели, и комичный прежде снимок станет вполне приемлемой для демонстрации работой. Редактирование снимков архитектурных, пейзажных поможет вам исправить недостатки съемки – сделать горизонт горизонтальным, выпрямить заваливающиеся здания.

Считается, что файлы в формате *.jpg (а это основной формат для цифровых фотокамер) имеют неприятное свойство – при многократном пересохранении они портятся, порой здорово. Так что, открыв файл для обработки, первым делом сохраните его либо в *.psd, либо в *.tif. Конечный результат (для закачки на сайт, для фотопечати) – сохраните снова в *.jpg.

Если читатель помнит, в первой статье я говорила о том, что, увлекшись, можно спокойно забить фотками за день карту памяти объемом в 4 гигабайта. Уверяю вас, можно. Ну, за два дня! Если снимки делать большие, имея в виду одну из важнейших составляющих послесъемочной обработки – кадрирование (а особенно – если ваша камера сохраняет снимки в формате *.raw, очень удобном для последующей обработки).

Снимки становятся очень выразительными порой уже в силу необычного формата – сильно вытянутого в длину или ширину. Попробуйте – поищите возможность обрезки. Кстати, здесь можно использовать все тот же ресурс какого-нибудь фотосайта: коллеги, фотографы-любители с удовольствием советуют. А то и берут ваш снимок, редактируют его на свой вкус – и предлагают для сравнения. Мне, например, очень нравится – и советовать, и пользоваться такой помощью.

Среди любителей модным считается украшать свои работы рамочками разной степени громоздкости, надписями, исполненными вычурными шрифтами. По моему глубокому убеждению, это все – демонстрация дурного вкуса. Снимок сам по себе – достойная внимания работа, и портить его инородными включениями неразумно.

А вот над фоном для снимков можно подумать. Во всяком случае, для электронного представления результатов съемки лучше использовать светло-серый фон (кстати, в том же Photoshopе именно таким является фон окна программы). Считается, что на таком нейтральном фоне глаз воспринимает цвета вернее всего.

Отчет об отпуске

Чтобы познакомить родных, близких и друзей с итогами съемки, сделайте тематические альбомы – в каком угодно виде. Можно – как презентацию в любимом даже школьниками MS PowerPoint. Можно – как традиционный фотоальбом. В обоих случаях разумным будет составить хотя бы небольшой текст. Расскажите в нем, как планировали поездку, кто в ней участвовал, как проходило путешествие, остановитесь на частностях.

Размещая фотографии, позаботьтесь о том, чтобы будущему зрителю не было скучно. А скуку может породить ряд снимков однотипных – прервите череду архитектурных памятников, например, каким-нибудь крупным планом, жанровой сценкой, натюрмортом.

В таком альбоме уместным будет рассказ не только о том, где были, что видели. Но и что, например, ели – вплоть до кулинарных рецептов. Как одевались, что и как покупали в качестве сувениров – вся эта сутолока и восточных, и западных базаров, торжков дает такой прекрасный материал для съемки!

Здесь, кстати, полезным как раз и может оказаться та подготовка, совет о которой содержится в первой статье цикла. То есть – перед поездкой находим сведения о том, что должны увидеть в путешествии. Распечатываем ли, сбрасываем ли тексты на цифровой носитель – все одно вам удастся таким образом убить пару зайцев: познакомиться с тем, где предстоит побывать, и подготовить данные для оформления «фотоотчета».

При желании можно пойти дальше – и сделать не фотоальбом, а именно фотокнигу. Дело это дорогое и трудоемкое, требующее от автора серьезности и целеустремленности. Я для себя такое имею в виду – как идею, как мечту, но и только. Хотя делать фотоальбомы и фотокалендари под типографскую печать к юбилеям знакомых приходилось – и как же народ такому подарку радовался!

Хорошую возможность для хранения и представления фотографий дает Интернет. Вы можете разместить фотографии, распределить их по альбомам, сопроводить пояснениями, ограничить доступ к ним паролями.

И напоследок – еще один совет. В какой бы форме вы ни собрались комплектовать свои сокровища – для себя, для души попробуйте хоть некоторые снимки (самые значимые, самые удачные с вашей точки зрения) распечатать на бумаге большего формата, чем обычно. Не 10х15, традиционный такой формат, – а хотя бы 18х24.

Сделайте таким хотя бы один снимок – и вы увидите в нем то, что не видели на мелком формате. Вот увидите, вы иначе станете относиться к себе как к фотографу!

Автор: Любa Meльник
Просмотров страницы: 60




Читайте статьи в разделе «Советы для жизни»

Стоит ли надеяться на истечение сроков исковой давности?
Как быстро подготовиться к экзаменам?
Как защитить свой дом от «домушников»?
ЕГЭ слезам не верит или Хорошее настроение способно поднять баллы
Уходить ли из школы после 9 класса?

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363