Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Города и страны
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Почему брак продлевает жизнь мужчинам и сокращает женщинам
Почему брак продлевает жизнь мужчинам и сокращает женщинам



Мужчинами становятся под детский плач
Мужчинами становятся под детский плач



Как мужчина и женщина говорят без слов
Как мужчина и женщина говорят без слов



Как сохранить молодость? Волшебный витамин для женщин и не только
Как сохранить молодость? Волшебный витамин для женщин и не только



Зависть и злорадство
Зависть и злорадство






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Города и страны»


Что значит для израильтян Масада?


Что значит для израильтян Масада?

Царь Ирод и его строительство

Одно из самых впечатляющих мгновений, которое может испытать турист в Израиле – встреча рассвета на Масаде. Большинство побывавших на Масаде говорят, что путешествие туда оказалось для них самым запоминающимся приключением. А если к этому добавить волшебный момент прихода нового дня...

Но что такое Масада? Название это происходит от ивритского слова, означающего в переводе «крепость». Масада – это крепость на скале в Иудейской пустыне недалеко от берега Мертвого моря. Высота скалы – 450 метров. Со всех сторон – глубоченный обрыв. По склону можно подняться на вершину скалы по узкой тропинке. Тропинка эта существует и поныне. Любители экстрима могут ею воспользоваться, хотя сейчас на вершину Масады поднимаются на фуникулере. Этих любителей предупреждаю: подъем на Масаду пешком в жаркие дни, действительно, экстремальное приключение.

На вершине – ветер, тишина и незабываемый вид на Мертвое море. А еще на вершине Масады – развалины дворца и остатки укреплений, которые стали свидетелями одной из самых трагических страниц истории Святой Земли.

Но обо всем по порядку...

В русском языке слово «ирод» имеет четкую отрицательную окраску. Враг рода человеческого, не меньше. На самом деле, царь Ирод (Гордус) воистину был «эффективным менеджером» своего времени. И добился многого в улучшении своего царства. Что совсем не означает, что был этот царь белым и пушистым. Царям такими быть не положено.

Мать Ирода была дочерью аравийского царя, а отец Антипатр – из племени адумеев. Племя это в начале 1-го века до н.э. приняло иудаизм. Так что с точки зрения многих тогдашних ортодоксов, Ирод был не вполне евреем. К тому же он узурпировал трон, который до этого полтора столетия занимала династия Хасмонеев. Чтобы придать своему правлению хоть какую-то видимость законности, Ирод женился на хасмонейской принцессе Мириам. Что, впрочем, не помешало ему в дальнейшем уничтожить всех прямых потомков Хасмонеев, включая свекровь и любимую жену.

Этого, естественно, не желали забывать приверженцы прежней царской династии. Патриоты же не могли простить Ироду сотрудничество с римскими оккупантами и насаждение греческой, языческой, культуры. При таком жестоком истреблении претендентов на власть и такой широкой народной оппозиции никакого удивления не вызывает попавшее в Евангелие народное сказание об устроенном Иродом избиении младенцев в Вифлееме.

Подобно булгаковскому Пилату, Ирод не любил Иерусалим. Здесь ему претило все: и толпа на базаре, в шуме которой он различал шепот заговора, и царский дворец, постоянно напоминавший ему о собственном, не царском, происхождении. Поэтому Ирод постоянно искал другое место для размещения царской резиденции. Религиозной столице, по-восточному бестолковому Иерусалиму, Ирод противопоставил морской порт Кейсарию, возведенный на ровном и пустынном берегу по классическому плану римского города.

В качестве летней резиденции, между Иерусалимом и Вифлеемом, Ирод возвел крепость Иродион. Именно здесь, а не в Иерусалиме он будет похоронен в роскошном мавзолее. В качестве же зимней резиденции Ирод облюбовал Масаду, находившуюся в трех днях пути от Иерусалима.

Паранойя – профессиональная болезнь царей. Поэтому мысль Ирода воздвигнуть на неприступной скале роскошный дворец-крепость не удивляет. В случае восстания он должен был сыграть роль укрытия, в котором царь мог бы в полной безопасности отсидеться до подхода союзных ему римских легионов.

Для обеспечения цитадели запасами воды в скале были выдолблены 14 огромных цистерн с общим объемом воды 36 тысяч кубометров. Вода редких зимних дождей, устремляясь потоками с пустынного плато по направлению к Мертвому морю, отводилась в цистерны по хитроумной системе водоводов, спланированной искусными инженерами. Этой воды было достаточно, для того чтобы выдержать многомесячную осаду. Воды с лихвой хватало как для нужд большого царского двора, так и для наполнения великолепных римских терм, находящихся здесь же.

Старый дворец Хасмонеев, находившийся на самом краю северного обрыва, был перестроен в роскошный новый дворец, расположенный на трех уровнях. Даже сегодня остатки этого дворца продолжают поражать воображение. В огромных складах хранились большие запасы продовольствия, также археологи нашли амфоры, предназначенные для хранения редчайших сортов вина, импортируемого ко двору царя прямиком из римской метрополии.

Роскошный дворец, построенный в центре пустыни на высокой скале – уже одного этого достаточно для того, чтобы поразить воображение туристов и заставить их запомнить посещение Масады. Но для израильтян Масада – памятник героизма и мужества.

Осада римлянами

Масада – не просто роскошный дворец, построенный в центре пустыни на высокой скале и поражающий своим видом туристов. Для израильтян Масада – памятник героизма и мужества. Почему?

Бывший главнокомандующий Армии Обороны Израиля и легендарный археолог Игаль Ядин в своих мемуарах писал, что из сотен находок, сделанных им на протяжении своей многолетней карьеры археолога, он считает самыми важными 11 маленьких глиняных черепков, найденных в пустынной крепости Масада, которая возвышалась над Мертвым Морем.

Чем же так привлекли внимание известного археолога эти загадочные черепки? Чтобы выяснить это, давайте вновь нырнем в пучину давних лет и событий, во времена восстания Иудеи против римской оккупации...

Восстание это вспыхнуло спустя 70 лет после смерти Ирода. На его подавление у римлян ушло целых три года. В бунтующую Иудею были посланы три легиона – 15 тысяч бойцов, не считая части поддержки – огромная сила. Лишь падение Иерусалима и разрушение Храма сломило дух иудейских повстанцев.

Сложность противостояния великолепно смазанной римской военной машине усугублял раздор и открытая вражда между партиями повстанцев. Так, к примеру, сразу после начала осады Иерусалима, руководитель радикального движения зелотов Иоханан Гесхальский велел уничтожить запасы зерна. Тем самым повстанцы обрекли на голодную смерть жителей осаждаемого Иерусалима, вместе с десятками (если не сотнями) тысяч беженцев, ищущих укрытия за стенами города.

После падения столицы горстка повстанцев-зелотов вместе со своими семьями бежали в пустыню, пытаясь найти укрытие в пограничных крепостях. В Масаде укрылись сикарии – бойцы радикального крыла восставших во главе лидером Элезаром Бен Яиром.

В принципе, горстка защитников крепости на вершине скалы вместе со своими домочадцами мало чем могли угрожать римлянам. Но римляне были непреклонны в своем стремлении уничтожить до единого все тлеющие угли сопротивления. Правило в империи было простое: жителей провинций, осмелившихся оспорить власть Рима, следовало жесточайше наказать в назидание другим народам, а восставшие города и поселения стереть с лица земли. Таким образом, судьба повстанцев была предрешена.

На подавление последнего очага восстания против трех сотен уцелевших Рим бросил полный десятый легион. По оценкам историков его численность вместе с инженерными частями и силами тыловой поддержки составляла около десяти тысяч человек.

Римляне окружили цитадель сплошной оградой и возвели у подножья горы восемь военных лагерей. Даже в наши дни, спустя две тысячи лет, остатки этих лагерей хорошо видны с вершины Масады и являются молчаливыми свидетелями давней драмы. Вооружившись штурмовыми и осадными механизмами, римляне под командованием легата Флавия Сильвы приступили к осаде неприступной цитадели.

Но довольно быстро римляне поняли, что у малочисленных осажденных достаточно запасов еды и воды, чтобы выдержать осаду в течение многих лет. К тому же водосборочная система была построена так, что запасы воды со временем восполнялись. Не желая держать целый легион месяцы под палящим летним солнцем в пустыне со змеями и скорпионами, легат принял решение начать штурм.

Как же можно подвести осадные башни к высоким вертикальным обрывам? Римляне были хорошими инженерами и смогли это сделать. Силами девяти тысяч рабов за несколько месяцев была сооружена насыпь над крутым обрывом. По этой насыпи легионеры подвели к самой кромке стен осадную башню и таран. Стена была разбита, дополнительные укрепления, наспех сооруженные защитниками крепости – тоже. Легионеры ворвались на территорию крепости. Но даже закаленные боями воины не были готовы к зрелищу, представшему их глазам. Все защитники крепости были мертвы...

О событиях тех далеких лет мы знаем по книге «Иудейская война», написанной одним из выживших руководителей восстания, Иосифом Бен Матитьяху. В своей книге Иосиф написал, что защитники последнего оплота восстания, Масады, предпочли смерть унизительному плену и рабству. Мужчины умертвили своих жен и детей, а после этого, написав свои имена на глиняных черепках, бросили жребий. Одному из них предстояло убить всех остальных, после чего покончить жизнь самоубийством.

Помните загадочные 11 керамических черепков, о которых вспоминал археолог и солдат Игаль Ядин? Так вот, на этих черепках одним и тем же почерком были написаны мужские имена, в том числе имя предводителя повстанцев Бен Яира. Спустя две тысячи лет в руки к археологам попали те черепки с именами, которые использовались защитниками Масады для жребия, описанного Иосифом Бен Матитьяху. Эта находка подтверждала героизм и твердость духа последних защитников Масады.

Примечательно, что сам Иосиф Бен Матитьяху в подобной ситуации принял другое решение. Он предпочел смерти плен и в знак смирения перед завоевателем принял фамилию пленившего его римского консула, а в дальнейшем и императора – Веспасиана Флавия. И именно под именем Иосиф Флавий он попал в историю и оставил после себя подробную хронику Иудейской Войны.

А крепость Масада сохранилась в воспоминаниях как последний оплот храбрых бойцов за свободу, осмелившихся поднять восстание против могучей империи. Как символ стойкости и беззаветной храбрости. Клятва «Вновь Масада не падет!» вдохновляла на подвиги бойцов, сражавшихся в Войне за независимость в 1948 году.

После создания государства Израиль возникла традиция: на Масаде принимали присягу молодые солдаты Армии обороны Израиля. Но поскольку идея самоубийственного самопожертвования получила неоднозначное отношение в обществе, для начала стоит учить новобранцев забрасывать вражеские доты гранатами, а не заслонять их телом. Поэтому было принято решение прекратить проведение присяги на Масаде.

Прошли два тысячелетия от описанных событий. ЮНЕСКО признал крепость Масаду памятником мирового наследия, ее посещают сотни тысяч туристов в год. И лишь по ночам, перед самым рассветом, ветер шепчет над ее руинами клятву, живущую в сердце израильтян: «Вновь Масада не падет!»

Автор: Maкcим Блay
Просмотров страницы: 18




Читайте статьи в разделе «Города и страны»

Старая Прага
Венеция - новая Атлантида?
Как появляются каменные реки?
Какие они - современные Соловки?
Как сделать отдых в Феодосии интересным? Выбираем экскурсии

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363