Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Города и страны
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Во что верить? Основные религии мира
Во что верить? Основные религии мира



Как вырастить дыни на подмосковной даче?
Как вырастить дыни на подмосковной даче?



Отчего возникает боль в пояснице?
Отчего возникает боль в пояснице?



Дочки-матери. Кто прав?
Дочки-матери. Кто прав?



Как отдохнуть в Феодосии? Уютно, вкусно и недорого!
Как отдохнуть в Феодосии? Уютно, вкусно и недорого!






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Города и страны»


Что значит для израильтян Масада?


Что значит для израильтян Масада?

Царь Ирод и его строительство

Одно из самых впечатляющих мгновений, которое может испытать турист в Израиле – встреча рассвета на Масаде. Большинство побывавших на Масаде говорят, что путешествие туда оказалось для них самым запоминающимся приключением. А если к этому добавить волшебный момент прихода нового дня...

Но что такое Масада? Название это происходит от ивритского слова, означающего в переводе «крепость». Масада – это крепость на скале в Иудейской пустыне недалеко от берега Мертвого моря. Высота скалы – 450 метров. Со всех сторон – глубоченный обрыв. По склону можно подняться на вершину скалы по узкой тропинке. Тропинка эта существует и поныне. Любители экстрима могут ею воспользоваться, хотя сейчас на вершину Масады поднимаются на фуникулере. Этих любителей предупреждаю: подъем на Масаду пешком в жаркие дни, действительно, экстремальное приключение.

На вершине – ветер, тишина и незабываемый вид на Мертвое море. А еще на вершине Масады – развалины дворца и остатки укреплений, которые стали свидетелями одной из самых трагических страниц истории Святой Земли.

Но обо всем по порядку...

В русском языке слово «ирод» имеет четкую отрицательную окраску. Враг рода человеческого, не меньше. На самом деле, царь Ирод (Гордус) воистину был «эффективным менеджером» своего времени. И добился многого в улучшении своего царства. Что совсем не означает, что был этот царь белым и пушистым. Царям такими быть не положено.

Мать Ирода была дочерью аравийского царя, а отец Антипатр – из племени адумеев. Племя это в начале 1-го века до н.э. приняло иудаизм. Так что с точки зрения многих тогдашних ортодоксов, Ирод был не вполне евреем. К тому же он узурпировал трон, который до этого полтора столетия занимала династия Хасмонеев. Чтобы придать своему правлению хоть какую-то видимость законности, Ирод женился на хасмонейской принцессе Мириам. Что, впрочем, не помешало ему в дальнейшем уничтожить всех прямых потомков Хасмонеев, включая свекровь и любимую жену.

Этого, естественно, не желали забывать приверженцы прежней царской династии. Патриоты же не могли простить Ироду сотрудничество с римскими оккупантами и насаждение греческой, языческой, культуры. При таком жестоком истреблении претендентов на власть и такой широкой народной оппозиции никакого удивления не вызывает попавшее в Евангелие народное сказание об устроенном Иродом избиении младенцев в Вифлееме.

Подобно булгаковскому Пилату, Ирод не любил Иерусалим. Здесь ему претило все: и толпа на базаре, в шуме которой он различал шепот заговора, и царский дворец, постоянно напоминавший ему о собственном, не царском, происхождении. Поэтому Ирод постоянно искал другое место для размещения царской резиденции. Религиозной столице, по-восточному бестолковому Иерусалиму, Ирод противопоставил морской порт Кейсарию, возведенный на ровном и пустынном берегу по классическому плану римского города.

В качестве летней резиденции, между Иерусалимом и Вифлеемом, Ирод возвел крепость Иродион. Именно здесь, а не в Иерусалиме он будет похоронен в роскошном мавзолее. В качестве же зимней резиденции Ирод облюбовал Масаду, находившуюся в трех днях пути от Иерусалима.

Паранойя – профессиональная болезнь царей. Поэтому мысль Ирода воздвигнуть на неприступной скале роскошный дворец-крепость не удивляет. В случае восстания он должен был сыграть роль укрытия, в котором царь мог бы в полной безопасности отсидеться до подхода союзных ему римских легионов.

Для обеспечения цитадели запасами воды в скале были выдолблены 14 огромных цистерн с общим объемом воды 36 тысяч кубометров. Вода редких зимних дождей, устремляясь потоками с пустынного плато по направлению к Мертвому морю, отводилась в цистерны по хитроумной системе водоводов, спланированной искусными инженерами. Этой воды было достаточно, для того чтобы выдержать многомесячную осаду. Воды с лихвой хватало как для нужд большого царского двора, так и для наполнения великолепных римских терм, находящихся здесь же.

Старый дворец Хасмонеев, находившийся на самом краю северного обрыва, был перестроен в роскошный новый дворец, расположенный на трех уровнях. Даже сегодня остатки этого дворца продолжают поражать воображение. В огромных складах хранились большие запасы продовольствия, также археологи нашли амфоры, предназначенные для хранения редчайших сортов вина, импортируемого ко двору царя прямиком из римской метрополии.

Роскошный дворец, построенный в центре пустыни на высокой скале – уже одного этого достаточно для того, чтобы поразить воображение туристов и заставить их запомнить посещение Масады. Но для израильтян Масада – памятник героизма и мужества.

Осада римлянами

Масада – не просто роскошный дворец, построенный в центре пустыни на высокой скале и поражающий своим видом туристов. Для израильтян Масада – памятник героизма и мужества. Почему?

Бывший главнокомандующий Армии Обороны Израиля и легендарный археолог Игаль Ядин в своих мемуарах писал, что из сотен находок, сделанных им на протяжении своей многолетней карьеры археолога, он считает самыми важными 11 маленьких глиняных черепков, найденных в пустынной крепости Масада, которая возвышалась над Мертвым Морем.

Чем же так привлекли внимание известного археолога эти загадочные черепки? Чтобы выяснить это, давайте вновь нырнем в пучину давних лет и событий, во времена восстания Иудеи против римской оккупации...

Восстание это вспыхнуло спустя 70 лет после смерти Ирода. На его подавление у римлян ушло целых три года. В бунтующую Иудею были посланы три легиона – 15 тысяч бойцов, не считая части поддержки – огромная сила. Лишь падение Иерусалима и разрушение Храма сломило дух иудейских повстанцев.

Сложность противостояния великолепно смазанной римской военной машине усугублял раздор и открытая вражда между партиями повстанцев. Так, к примеру, сразу после начала осады Иерусалима, руководитель радикального движения зелотов Иоханан Гесхальский велел уничтожить запасы зерна. Тем самым повстанцы обрекли на голодную смерть жителей осаждаемого Иерусалима, вместе с десятками (если не сотнями) тысяч беженцев, ищущих укрытия за стенами города.

После падения столицы горстка повстанцев-зелотов вместе со своими семьями бежали в пустыню, пытаясь найти укрытие в пограничных крепостях. В Масаде укрылись сикарии – бойцы радикального крыла восставших во главе лидером Элезаром Бен Яиром.

В принципе, горстка защитников крепости на вершине скалы вместе со своими домочадцами мало чем могли угрожать римлянам. Но римляне были непреклонны в своем стремлении уничтожить до единого все тлеющие угли сопротивления. Правило в империи было простое: жителей провинций, осмелившихся оспорить власть Рима, следовало жесточайше наказать в назидание другим народам, а восставшие города и поселения стереть с лица земли. Таким образом, судьба повстанцев была предрешена.

На подавление последнего очага восстания против трех сотен уцелевших Рим бросил полный десятый легион. По оценкам историков его численность вместе с инженерными частями и силами тыловой поддержки составляла около десяти тысяч человек.

Римляне окружили цитадель сплошной оградой и возвели у подножья горы восемь военных лагерей. Даже в наши дни, спустя две тысячи лет, остатки этих лагерей хорошо видны с вершины Масады и являются молчаливыми свидетелями давней драмы. Вооружившись штурмовыми и осадными механизмами, римляне под командованием легата Флавия Сильвы приступили к осаде неприступной цитадели.

Но довольно быстро римляне поняли, что у малочисленных осажденных достаточно запасов еды и воды, чтобы выдержать осаду в течение многих лет. К тому же водосборочная система была построена так, что запасы воды со временем восполнялись. Не желая держать целый легион месяцы под палящим летним солнцем в пустыне со змеями и скорпионами, легат принял решение начать штурм.

Как же можно подвести осадные башни к высоким вертикальным обрывам? Римляне были хорошими инженерами и смогли это сделать. Силами девяти тысяч рабов за несколько месяцев была сооружена насыпь над крутым обрывом. По этой насыпи легионеры подвели к самой кромке стен осадную башню и таран. Стена была разбита, дополнительные укрепления, наспех сооруженные защитниками крепости – тоже. Легионеры ворвались на территорию крепости. Но даже закаленные боями воины не были готовы к зрелищу, представшему их глазам. Все защитники крепости были мертвы...

О событиях тех далеких лет мы знаем по книге «Иудейская война», написанной одним из выживших руководителей восстания, Иосифом Бен Матитьяху. В своей книге Иосиф написал, что защитники последнего оплота восстания, Масады, предпочли смерть унизительному плену и рабству. Мужчины умертвили своих жен и детей, а после этого, написав свои имена на глиняных черепках, бросили жребий. Одному из них предстояло убить всех остальных, после чего покончить жизнь самоубийством.

Помните загадочные 11 керамических черепков, о которых вспоминал археолог и солдат Игаль Ядин? Так вот, на этих черепках одним и тем же почерком были написаны мужские имена, в том числе имя предводителя повстанцев Бен Яира. Спустя две тысячи лет в руки к археологам попали те черепки с именами, которые использовались защитниками Масады для жребия, описанного Иосифом Бен Матитьяху. Эта находка подтверждала героизм и твердость духа последних защитников Масады.

Примечательно, что сам Иосиф Бен Матитьяху в подобной ситуации принял другое решение. Он предпочел смерти плен и в знак смирения перед завоевателем принял фамилию пленившего его римского консула, а в дальнейшем и императора – Веспасиана Флавия. И именно под именем Иосиф Флавий он попал в историю и оставил после себя подробную хронику Иудейской Войны.

А крепость Масада сохранилась в воспоминаниях как последний оплот храбрых бойцов за свободу, осмелившихся поднять восстание против могучей империи. Как символ стойкости и беззаветной храбрости. Клятва «Вновь Масада не падет!» вдохновляла на подвиги бойцов, сражавшихся в Войне за независимость в 1948 году.

После создания государства Израиль возникла традиция: на Масаде принимали присягу молодые солдаты Армии обороны Израиля. Но поскольку идея самоубийственного самопожертвования получила неоднозначное отношение в обществе, для начала стоит учить новобранцев забрасывать вражеские доты гранатами, а не заслонять их телом. Поэтому было принято решение прекратить проведение присяги на Масаде.

Прошли два тысячелетия от описанных событий. ЮНЕСКО признал крепость Масаду памятником мирового наследия, ее посещают сотни тысяч туристов в год. И лишь по ночам, перед самым рассветом, ветер шепчет над ее руинами клятву, живущую в сердце израильтян: «Вновь Масада не падет!»

Автор: Maкcим Блay
Просмотров страницы: 88




Читайте статьи в разделе «Города и страны»

Отдых в Греции
Когда лучше приезжать в Санкт-Петербург и надо ли бояться питерской погоды?
Где можно отдохнуть в Москве? Екатерининский парк
Увидеть Минск - и полюбить?
На Мадейру? На Мадейру!

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363