Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Домострой, дети
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Как бороться с осенней депрессией?
Как бороться с осенней депрессией?



Женщины с высокими доходами опасаются мужчин-альфонсов
Женщины с высокими доходами опасаются мужчин-альфонсов



Что отличает леди от остальных женщин
Что отличает леди от остальных женщин



Девушка создала счастливый брак по инструкции
Девушка создала счастливый брак по инструкции



Как узнать итоги собеседования заранее?
Как узнать итоги собеседования заранее?






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Домострой, дети»


Как справляться с детскими страхами


Как справляться с детскими страхами

Фантазия помогает детям познавать мир. А их воображение, о котором взрослые могут только мечтать, рисует сказочные вселенные и противоречивые ситуации, через которые ребенок узнает разницу между добром и злом.

Однако побочный эффект богатой фантазии — классические детские страхи. Благодаря широкому воображению они становятся ощутимыми и реалистичными… Как с ними справляться? Разбираемся вместе с автором Леди@Mail.ru Дарьей Мазуркиной.

Там, где живут чудовища

Наверное, каждый ребенок (и вы в свое время, признайтесь) воображал чудовище, спящее у него под кроватью, или злую ведьму, сооруженную из горы мягких игрушек, чьи очертания стираются в темноте.

Обычно подобные страхи пропадают к 10 годам, а именно — началу пубертатного периода. В это время им уже не до выдуманных монстров: нужно найти свое место в мире, определить себя в обществе, оценить свое «Я».

Фрейд считал, что эти кошмарные «сны разума» порождает ранее детское либидо, которое в силу возраста не может найти свой выход. Однако современная психология относит детские страхи к тревожности, присущей некоторым этапам развития, к ранним психотравмам, реакциям на стресс и даже фобиям.

Реальность и фантазия детей не сильно отделены друг от друга. Ребенок может испугаться как сказочного персонажа, так и метафоры, вроде «смертельная петля» или «перемывать косточки».

Но самое сложное в идентификации детского страха то, что сами родители их боятся. Папам и мамам бывает сложно выслушать отпугивающие табуированные картины, приходящие в голову детям, а порой их нервная реакция на обычные вещи просто раздражает взрослых.

Чтобы помочь ребенку, необходимо сперва понять, какой природы его страх.

Проблема: он боится, что произойдет что-то нехорошее — автобус с родителями перевернется по дороге домой, его забудут в детском садике, на него рухнет потолок и… в том же духе — это симптомы стресса. Детям в 5—6 лет свойственно бояться за родителей и за свою жизнь — они только-только начинают понимать, что мы все не вечны. Однако если страх несет навязчивый характер, вызывает соматическую реакцию (дрожь, потерю аппетита, рвоту, тошноту, несварение желудка) — речь идет уже о тревожности.

Что делать: необходимо пересмотреть ритм жизни ребенка. Слишком много занятий, кружки, нереальное количество факультативов, непосильные обязанности, позднее сидение за телевизором и компьютером, просмотр криминальных боевиков и ужастиков… а может быть, просто новостей, провоцируют в детях такую реакцию. Ребенку лучше дать время на отдых, избегать эмоциональных нагрузок (ни в коем случае не кричать на него и не ругаться при нем), а в крайнем случае обратиться к детскому психологу.

Проблема: страх чего-то конкретного — мышей, пауков, бабочек, лифтов, зеркал. При виде устрашающего предмета или находясь в определенной ситуации,  ребенок испытывает панический страх. Он, скажем, избегает ночевки на даче, где могут быть мыши, или обходит стороной кошек и так далее.

Это классическая фобия. Предрасположенность к фобиям несет генетический характер, а сам страх считается необоснованным. Очень может быть, что фобия возникла у ребенка после некой травмы: допустим, он мог связать больное падение с велосипеда с больничным лифтом, на котором поднимался в травмпункте, или у него возник определенный ассоциативный ряд.

Что делать: не надо ни в коем случае заставлять ребенка сталкиваться со своим страхом, брать его на «слабо», шутить над ним или пытаться объяснить, что он боится чепухи. Ребенок сам должен регулировать свою работу над страхом, и только ощущая готовность к ней, он сможет постепенно от него избавиться. Кстати, большинство фобий проходит после достижения зрелости, поэтому такой страх — далеко не приговор.

Проблема: страх определенной ситуации или физического воздействия извне. Допустим, ребенок страшно опасается незнакомых людей, боится оказаться брошенным на улице, попасть в автокатастрофу, потерять ключи от квартиры, попасть в круг незнакомых детей. Все это чаще всего — результат психотравмы.

Никто не застрахован от психотравм, и большинство людей (если не сказать — все) их имеет. Однако у детей психотравмы проявляются особо ярко: их подсознание стихийно, эмоции очень честны и сильны, и они зачастую просто не представляют, как с ними справиться.

Природа этих психотравм может быть разной: родители, опасаясь за безрассудство ребенка в очень эмоциональной форме рассказали ему об опасности разговора с незнакомцами или об алкоголе и табаке (обрисовывая мучительную смерть от вредной привычки), в результате чего ребенок стал бояться сигарет и спиртного уже как явления, задыхаться при их виде на рекламном плакате или в киоске. Или же он в любом взрослом сразу видит маньяка, с трудом общается со знакомыми родителей. Кроме того, не исключено, что по каким-то причинам его высмеяли дети из нового коллектива, его страшно и публично выругали при друзьях или учительница поставила ребенка в неловкое положение…

Что делать: в таких случаях ни в коем случае нельзя учить ребенка подавлять свои эмоции (говорить «Ты же мальчик! Не хныкай», или «Ты большой! Боятся только трусы»). Вытесненные эмоции наносят сознанию тяжелый вред и могут вылиться в серьезные поведенческие или психические нарушения. Стоит обсудить страх, расспросить ребенка о том, что он испытывает, подстраховать его в момент контакта с фактором страха.

Проблема: страх публичного выступления, общения или работы под наблюдением.

Этот страх обусловлен стыдом и заниженной самооценкой. В процессе взросления ребенок вдруг начинает себя осознавать как отдельную личность, несущую ответственность за собственные поступки. Когда он был малышом, его всегда «прикрывали» родители. А теперь он сам должен контактировать с миром…

Если его мысли и действия слишком часто осуждались, родители постоянно повторяли фразы, вроде «тебе не стыдно?», или «где твоя совесть?», его сравнивали с другими не в его пользу, у ребенка могут возникнуть коммуникационные проблемы.

Вот классическая ситуация: ребенок вдруг стал плохо учиться, его успеваемость падает, и он теряет контроль над выполнением заданий. Родители его ругают за это, пугают страшными перспективами, наказывают, а школьный психолог проводит разговор с ребенком и понимает, что, пытаясь сдать контрольную или прочесть домашнее задание, ребенок концентрируется не на учебе, а на своих отношениях с родителями. Ему очень страшно показаться «плохим», поэтому он боится сделать шаг вправо или влево в рамках учебного процесса.

Что делать: важно изначально не принижать самооценку ребенка, не давить на него и не пытаться сделать его «лучше» через негатив. Вместо ругани всегда можно поговорить с ребенком и объяснить, что к чему.

Справляемся со страхами: простые способы

Нарисуйте вместе этот самый «страшный страх» максимально правдоподобно. Потом позвольте ребенку «поиздеваться» над ним: он может пририсовать «жуткой собаке» смешной клоунский колпак, дурацкую улыбку, ослиные уши. Если ребенку эта идея не нравится, пускай нарисует объект своего страха в самой безопасной ситуации — ту же собаку, но с намордником и на поводке, или, скажем, катающуюся на аттракционах в лунапарке.

Над страхом можно шутить. Хорошо иметь в арсенале пару-тройку острых комментариев про объект его фобии. Можете рассказать пару шуток на эту тему. Кстати, психологи считают, что юмор — это безобидное вытеснение агрессии. Поэтому смеющийся над своим страхом ребенок как бы побеждает его, вступает с ним в сражение и выходит более сильным.

Напишите вместе сказку о том, как ваш ребенок победил страх. Пусть она сначала будет очень грустной, но потом в ней найдется выход: злой волк оказался добрым, хулиганы — слабаками, а Баба-Яга подружилась с ребенком и решила стать его бабушкой.

Позвольте ребенку выплеснуть негативные эмоции. Пусть разорвет фотографию с объектом страха в клочья, шутя побьет подушку, представляя на ее месте какого-нибудь злодея.

Дайте ребенку понять, что страх — это нормально, что его испытывают даже взрослые. Поначалу он будет жмуриться, затыкать уши и сжиматься при виде отпугивающего объекта, зато потом привыкнет.

Говорите маленькому ребенку, что вы всегда рядом, что он застрахован, что с вами можно ничего не бояться.

Хвалите детей как можно чаще — за каждую, пусть даже маленькую, победу над страхом. Это поможет ему продолжать борьбу с ними.

Спросите ребенка: чего именно он опасается? Что может вдруг «такого» случиться? Потом объясните ему разумными и доступными способами, что страшная ситуация просто невозможна или маловероятна.

Не становитесь вместе с ним рабами фобии, не меняйте свою жизнь так, чтобы «подстроится» под страх, продолжайте действовать как обычно. Бытовая необходимость без давления или насмешек с вашей стороны поможет ребенку справиться с этой проблемой.

Автор: Дapья Maзypкинa
Просмотров страницы: 271




Читайте статьи в разделе «Домострой, дети»

Как воспитать уверенного в себе человека? Советы родителям
Как выбрать имя для девочки?
Быть хорошим родителем
Как сохранить семью и оставаться счастливой в браке?
Как стать хорошими родителями? Семь правил гармоничного воспитания

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363