Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Познай себя
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Как Макдоналдс без ножа и вилки покорил мир?
Как Макдоналдс без ножа и вилки покорил мир?



Как испечь куличи? Инструкции для младшей сестры
Как испечь куличи? Инструкции для младшей сестры



Как приучить кота к унитазу? Инструкция для начинающих котовладельцев
Как приучить кота к унитазу? Инструкция для начинающих котовладельцев



Мужчина на кухне: какие блюда нужно готовить, чтобы дожить до 100 лет?
Мужчина на кухне: какие блюда нужно готовить, чтобы дожить до 100 лет?



15 признаков того, что после свидания вам светит секс
15 признаков того, что после свидания вам светит секс






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Познай себя»


Почему задавать вопросы лучше, чем давать советы?


Почему задавать вопросы лучше, чем давать советы?

«Совет – это то, что мы просим, когда знаем уже ответ, но он нам не нравится» (Э. Джонг). Если задаться вопросом, для чего люди обращаются к психологу, то скорее всего будет получен ответ: чтобы получить совет, как действовать в трудной ситуации. Ответ типичный, однако в корне неверный. Более того, этический кодекс психолога запрещает давать советы.

В кодекс этот пункт попал неслучайно, тому есть несколько причин.

Во-первых, совет – это готовый пакет опыта, который может подойти или не подойти к конкретной ситуации клиента. Особенно, если требуется, чтобы совет прозвучал немедля, сразу после краткого изложения сути проблемы. Наиболее наглядно это проявляется в online-консультировании.

Например, клиент спрашивает: «Как мне научить ребенка постоять за себя?» Далее в такой консультации следует поток вполне закономерных вопросов психолога, проясняющих ситуацию. О возрасте ребенка, о том, каких именно действий ждет родитель от ребенка; совпадает ли мнение родителя и ребенка относительно того, что в конкретной ситуации необходимо как-то стоять за себя; и даже о том, как, собственно, выглядит то, что ребенок не может постоять за себя.

Это вопрос не праздный, потому что одна и та же номинация может нести в себе абсолютно разные смыслы. Для одного родителя не умеющий постоять за себя ребенок тот, который плачет и бежит к маме жаловаться, когда у него отбирает игрушку более решительно настроенный карапуз. Для другого – тот, кто лишь недостаточно быстро бьет в ответ на удар. Без ясного представления происходящего невозможно дать сколько-нибудь эффективные рекомендации. В идеале, клиент, отвечая на вопросы, поставленные консультантом, сам находит то решение, которое ему необходимо.

Во-вторых, клиенты зачастую просят совета, предполагая, что психолог-консультант владеет тем же объемом информации, что и они, или даже большим. Возможно, считывая эту самую информацию при помощи каких-то своих психологических штучек с первого взгляда. Психолог может быть тонким наблюдателем, но, увы, рентгеновским зрением не обладает, поэтому получить представление о происходящем с клиентом может, преимущественно задавая вопросы.

В-третьих, советование предполагает обязательную подстройку к клиенту сверху. Советовать может человек, старший по возрасту, более опытный, знающий, компетентный. Если психолог по каким-то параметрам не подходит под портрет возможного советчика, имеющийся у клиента, то совет не будет принят. Он может вызвать реакцию от недоумения до негодования в зависимости от ситуации и характера клиента. В случае несовпадения видения клиента и психолога, оказавшийся неуместным совет станет основой формирования разочарования в психологах в целом. Диалог «вопрос – ответ» предполагает паритетность в решении поставленной задачи, клиент и консультант объединяются для выработки решения в пользу клиента.

По мнению Н.О. Лосского, вопросы – это не суждения, а только зачатки суждений. Этот взгляд на суть вопроса представляется убедительным. Следовательно, как развивать эти зачатки и развивать ли – решать будет сам клиент. Навязывать свое мнение, давая совет, ни один консультант не вправе.

Автор: Aннa Бepдникoвa
Просмотров страницы: 101




Читайте статьи в разделе «Познай себя»

Что для человека самое ценное в жизни?
Что надо знать о маниях, и какие они бывают?
Что такое позитивное отношение к жизни?
Умение молчать: когда надо держать рот на замке?
Гордыня – смертный грех, который люди игнорируют

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363