Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Ералаш
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

13 знак Зодиака - Змееносец
13 знак Зодиака - Змееносец



Какие болезни лечат драгоценными камнями?
Какие болезни лечат драгоценными камнями?



Цветы для любимого. Что случается, если роль ухажера на себя берет женщина
Цветы для любимого. Что случается, если роль ухажера на себя берет женщина



Женщины счастливы, когда мужчины несчастны
Женщины счастливы, когда мужчины несчастны



Неизлечимые болезни. История психоделической терапии умирающих
Неизлечимые болезни. История психоделической терапии умирающих






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Ералаш»


Шантажировала ли Феврония Петра?


Шантажировала ли Феврония Петра?

8 июля в нашей стране начали праздновать День семьи, любви и верности, и святыми покровителями этого праздника стали Петр и Феврония. Тотчас возникли вопросы, каким образом покровителями семьи стали бездетные супруги, то есть не благословленные богом, а наказанные бездетностью, и почему идеальным назван брак, начавшийся с шантажа.

Но все не так, как кажется. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» не говорится о детях, но это не значит, что детей не было. Повесть написана через четыреста лет после смерти муромского князя Петра, и в ней отражено народное сказание, переработанное отцом Ермолаем, создававшим поучительные истории, а не библиографический справочник.

Мало кто сомневается в том, что «Повесть» относится к упоминаемым в летописях муромскому князю Давиду Юрьевичу, правившему с 1205-го по 1228 год и принявшему постриг с именем Петра, и его супруге Евфросинии. А у них дети были, да только не Петровичи, а Давидовичи. По нынешним меркам семья была многодетной. В летописях описаны судьбы как минимум троих детей.

Старший Юрий, соправитель отца, в 1232 году участвовал в походе на Мордву, отправился на помощь Рязанскому князю при нападении на него Батыя. После падения Рязани Юрий в летописях не упоминается, потому можно предположить, что там он и погиб. У него были дети Олег и Ярослав. В Муроме малолетнего Олега Юрьевича почитают среди местных святых, в рукописях графа Епанчина говорится предположительно о нем, что малолетнее дитя покоится вместе с Петром и Февронией.

Младший сын Святослав участвовал в 1220 году в походе против булгар. Лавреньтьевская летопись сообщает о его смерти: «В лето 6736. Умре сын Давидов Муромского, месяца апреля, святыя неделя праздная. Той же недели представися и сам Давид Муромский в черньцих и в схиме».

Дочь Евдокия, жена юрьев-польского князя Святослава Всеволодовича (1195–1252), родила сына Дмитрия и дочь Болеславу, ушла в монастырь, приняла иноческий постриг и в том же году скончалась.

Итак, дети и внуки у Петра и Февронии были. А что же насчет шантажа?

Он – князь, а она – дочь древолаза, бортника, то есть собирателя меда диких пчел. Предполагается, что для нее было непомерной честью выйти замуж за князя, а для него неравный брак был позором. Не факт. Наши социальные амбиции могут не иметь никакого отношения к понятиям того времени.

Князь заболел, а она может его исцелить. Но был ли князь болен телесной болезнью? Из того, что сказано про змея, с которым боролся князь, можно заключить, что речь шла о грехе и греховных мыслях, а не о струпьях на коже. Он победил змея, повадившегося летать к чужой жене. Мы не знаем, что понимать прямо, а что иносказательно. Но телесное было не важнее духовного, так представим же себе вариант с тем, что менее важно, с телом. Молодая чистая красивая девушка – и нечто страшное, в струпьях и гное.

Они действительно не были равны. Но не князь снисходил к простолюдинке, а чистейшая девственность – к недостойному.

Он просит исцеления, но исцелить может только Бог – или Богом данная жена. В противном случае ничего хорошего из лечения не выйдет. Болезнь – наказание за грех, а без жены не будет той гармонии, которая делает грех ненужным, невозможным и напрочь отсутствующим в помыслах.

Муром принял христианство поздно, и странная для обычных людей девушка вполне могла быть продолжательницей дохристианских ведовских традиций и носительницей древней мудрости. Петр просит исцеления – что ж, будь милосерден к людям и исцелишься. Дала некую «кислядь» и отправила в баню. Вспоминаются Болотов и лечение кислотами, Залманов и капилляротерапия. Князь в благодарность прислал дары.

Но лечение, как и ожидалось, оказалось неполным. Болезнь снова пошла в наступление. Исцеления без гармонии не бывает. Князь возвращается, излечивается и женится.

Был ли шантаж?

«Аще будет мяхкосерд и смирен во ответах, да будет здоров!» – это шантаж?

А если нет, то почему «аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его» считается шантажом?

Петр и Феврония прожили большую жизнь, во многом отданную искусному управлению родной землей. Стоит почитать, в частности, о том, как без греха была устранена оппозиция.

Когда настал последний день Петра, он позвал жену. Попросила подождать немного (жить дальше и дольше). Петр снова послал к жене. Но она исполняла долг перед церковью. Когда Петр сообщил, что сопротивляться смерти уже не в силах, она воткнула иголку в ткань (другие завершат), пришла к мужу – и ушла с ним в мир иной.

Их пытались похоронить в разных гробах – не вышло.


Памятник Петру и Февронии в Ростове-на-Дону

Объясниться в любви он-лайн

Автор: Eлeнa Epмoлoвa
Просмотров страницы: 170




Читайте статьи в разделе «Ералаш»

Международный мужской день
Необычные праздники, или Что нам известно о Дне туалетов?
Как провести День Влюбленных?
Любовь под напряжением
Как правильно выбрать помолвочное кольцо

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363