Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Домострой, дети
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Древний Аркаим: загадки аномальной крепости
Древний Аркаим: загадки аномальной крепости



Как правильно организовать жилое пространство в своей квартире?
Как правильно организовать жилое пространство в своей квартире?



Почему врут гороскопы совместимости? Три причины не читать бульварные гороскопы
Почему врут гороскопы совместимости? Три причины не читать бульварные гороскопы



Как организовать хранение игрушек в детской?
Как организовать хранение игрушек в детской?



Что такое «синдром Мюнхгаузена-родителя»?
Что такое «синдром Мюнхгаузена-родителя»?






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Домострой, дети»


Как помочь ребенку в учебе? Не врите и учитесь вместе!


Как помочь ребенку в учебе? Не врите и учитесь вместе!

Помните фразу из старых учебников: «Первого сентября все дети радостно идут в школу»? На этом месте у кого-то начинают подергиваться скулы, путаться речь, а на лбу выступает испарина...

И правда, мотивировать детей к учебе не так уж и просто. Особенно когда школьная программа, школьные требования делают все возможное для воспитания неврастеников, с устойчивым чувством отвращения к учебе. Что можем сделать мы, чтобы помочь нашим детям? Ну, конечно же помимо вечернего крика, закатывания истерик, обещаний, шантажа и прочего. Всего лишь пара наблюдений не психолога, а мамы...

1. Никогда не врать. 

Хорошая учеба в школе не гарантирует, что в будущем вы непременно получите высокооплачиваемую работу, обустроите свою личную жизнь, купите остров, станете президентом и т.д. Будущее непредсказуемо. Успех одних и неудачи других порою не поддаются объяснениям, и предлагать ребенку блага в будущем в обмен на его усердный труд сейчас, обещая то, на что вы повлиять не можете, весьма рискованно для вас обоих. Вы рискуете обмануть его самые глубокие ожидания и, как следствие, подорвать его доверие к вам. А он рискует познать глубочайшее разочарование. Ну и потом все это будущее кажется ему столь далеким, что мотивировать им, равно как и пугать, абсолютно бесполезно.

Говорите правду. Мы учимся не ради табеля, хотя и делаем все возможное, чтобы он выглядел достойно, а ради уверенности. Ведь чем больше мы знаем и понимаем, как устроены вещи и явления, чем лучше разбираемся в чем-то, тем нам спокойней, тем уверенней мы находим выходы из ситуаций, в которых оказываемся, тем меньше мы ведемся на поводу эмоций, тем сложнее нас напугать или обмануть.

Приведите понятный ему пример. «Ты же умеешь плавать (кататься на роликах, коньках, велосипеде)? Хорошо или плохо тебе от этого?» Знания и умения – смертельный враг разрушающих нас эмоций.

2. Быть «в тренде», но не превращать обучение в инквизицию.

Как известно, любое дело придется человеку по душе, если оно в его руках спорится. И наоборот. Если ребенок чего-то не понимает в заданиях, разберитесь сперва, а понимаете ли вы. И только если ответ положительный, принимайтесь за объяснение. Трудность в том, что методики обучения меняются. Но если вы современных методик не понимаете или не разделяете, вы не обязаны им следовать. Ваша задача – объяснить, и если вам в этом помогает старенький советский учебник, выкиньте из головы все новые методики – учите по нему.

В конце концов, не важно, как ребенок записывает примеры в столбик, важно, что в итоге он дает верный ответ. Важно не для табеля, а по жизни. Даже если ему поставят «4» за неправильную по мнению учителя запись «столбика». Готовьтесь к тому, что вначале ребенок будет расстроен, будет недоумевать и, возможно, обвинит вас в том, что вы неправильно его учите. Примите это как неизбежность, как один из этапов становления личности. Как ни крути, он должен научиться самостоятельно оценивать результат своей работы. Правильно решенный пример – результат налицо. А дальше ему решать: плюет ли он на требования к оформлению или приспосабливается к ним.

Стоит ли делать за ребенка уроки? Я считаю, что да, при условии если первокласснику задают доклад по нано-частицам, а пятикласснику – раскрасить веселые картинки. Просто вы со школой преследуете разные цели: школе нужны высокие результаты, выполнение программ. А вам – грамотный, уверенный и здоровый во всех смыслах ребенок.

И радуйтесь, если ребенок в сердцах брякнет что-нибудь про какой-нибудь предмет. Значит, именно там у него трудности, и вы знаете, с чем надо поработать. Предупрежден – вооружен.

3. Учиться вместе. 

Никогда не отрицайте при ребенке необходимости заниматься. Ребенок это отрицание с удовольствием подхватит и возьмет на вооружение. Вместо «Ну, где там твои чертовы уроки, гвоздь им в кеды!» задайте серьезный вопрос, продемонстрируйте деловой подход. Учеба – это работа. Иногда потяжелей вашей самой настоящей работы. Вы вправе требовать ответной реакции от ребенка: такого же желания разобраться в чем-то. Ведь это отношения двух взрослых работающих людей.

Не ведитесь на его настроение или переходный возраст. Скажите честно, что готовы помогать, но готовы помогать человеку, который старается и стремится, а не сидит сложа руки. Если ребенок мал и никак не может собраться, дайте ему время: 10 минут, полчаса. Предупредите, что у него есть время, после которого он должен поработать, это дисциплинирует. Объясните, что в жизни нужно уметь сосредотачиваться, иногда наступая на свои желания. Ведь пилот не может бросить штурвал, а хирург скальпель в пациенте, чтобы полчасика послушать музыку.


Дети подобны нашему отражению на воде. Немножко искаженное, но все-таки отражение. Поэтому меня веселят родители, которые жалуются на то, что их дети вредные, ленивые, нервные, капризные и всё, что им в жизни надо – играть на телефоне. Если честно, не хотела бы я быть современным ребенком! Слишком уж много информационного хлама сваливается нынче на неокрепшие детские головы.

4. Будьте любознательны, это воодушевляет.

Если вы истерите, вместо того чтобы ответить на вопрос, то не удивляйтесь подобной реакции и на свои вопросы. Если вы когда-то поленились объяснить ребенку что-то для него важное, отмахнувшись с помощью «потом», «устал» или, того хуже, «отстань», то поздравляю: для вас наступило время собирать камни, запущенный вами бумеранг возвратился вам прямиком в лоб. Объясняйте свои требования, не скупитесь на слова.

Спокойно, но настойчиво требуйте объяснений и от ребенка. Это развивает мышление, заставляет грамотно формулировать мысли, учит понимать свои желания и сопоставлять их с необходимостями. И еще неизвестно, кому из вас это полезней. Очень помогает после выяснения причин того или иного действия ребенка, выяснить цели таковых. Мало знать, почему он не будет делать «дурацкую алгебру», но и какие цели он при этом преследует. Пусть объяснит. В итоге он поймет, что им руководят эмоции.

Если несмотря на всю вашу дипломатию, перед вами хлопнули дверью, задумайтесь, возможно, конфликт выходит далеко за рамки уроков и его корни зарыты глубоко. Тогда организовать процесс обучения можно только после разрешения основного конфликта. Не избегайте неприятных моментов в общении с детьми, аккуратно, но скрупулезно выясняйте причины нервного, депрессивного состояния ребенка, не ройте могилу внутрисемейному доверию.

5. «Смотри туда, где страшно».

Поддерживайте ребенка в том, что у него получилось, а в том, что не получается, поддерживайте вдвойне.

Сейчас нас призывают активно развивать в детях таланты. Это выгодный лозунг для тех, кто занимается развитием способностей за наши деньги. На этом месте я всегда вспоминаю слова гения сетевой поэзии Чена Кима: «Талант всегда пробьет асфальт своею буйной головой». При условии если он, талант, наличествует в ребенке как факт, а не является вашим настойчивым воображением. Некоторые родители сперва развивают свое воображение, а потом одержимо развивают в ребенке таланты, которых нет, ставят на кон всё в угоду им.

Именно то, что НЕ получается , делает наших детей замкнутыми, занижает самооценку, отдаляет процесс полного безоговорочного самопринятия, без которого процесс взросления не завершится, и ребенок рискует зависнуть в детях до старости.

Поэтому пусть ваш ребенок трижды гуманитарий, ничего страшного не произойдет, если вы подарите ему мастер-класс по математике. Самое главное – у отличного преподавателя, в кругу отличных ребят. И его ужаса перед математикой поубавится. Повторюсь: как только он начнет разбираться в том, что ему непонятно, его интерес к предмету возгорится с новой силой.

Два слова о зависимостях. Это очень печально, но некоторых отпрысков пинками не выгонишь на улицу, не то что за уроки не посадишь. И виною этому компьютеры, телефоны, телевизоры, словом – индустрия развлечений (не путайте с техническим прогрессом). Что тут скажешь: без достойной замены от зависимости не избавишь. Дозировать игры, устанавливать правила – это половина дела. Предложите замену: позвать друзей домой, покататься на велосипеде, сделать что-то руками в доме, выполнить взрослое поручение. Не думайте, что получится ему просто запретить играть.

Если средств достаточно, то извлеките из зависимости пользу: отправьте «больного» на курсы по 3D-моделированию или робототехнике. Он так же проведет 3 часа за компом, но при этом получит реальные навыки. Ручаюсь, ему это понравится. Ребенку трудно понять, что он оказался затянутым в иллюзорный мир и начать осознанную борьбу с этим, поэтому он просто должен быть занят.

Важно помнить: каждый ребенок приходит к нам со своим стаканчиком знаний. Кто-то приходит с баночкой, с бидончиком. И сколько бы ведер знаний мы не заливали в них, он уйдет с той же тарой, которую принес.

Вкладывая в ребенка силы, деньги и самое важное – жизненное время, не требуйте отдачи незамедлительно. Не вынимайте клещами у него изо рта знания, чтобы проверить их остаток в его голове. Не приставайте с вопросами из серии: «Здравствуй, Вася, а как тебя зовут, Вася?» Если после экскурсии, театра, прочитанной книги он молчит, значит так надо. Его молчание – не блажь и не вредность. Он просто думает и, не сомневайтесь, непременно продемонстрирует свои знания в самый неожиданный момент. Вам еще придется покраснеть, стоя рядом со столь эрудированным человеком. Так что не торопите время и придержите свою одержимость выжать из ребенка гения, займитесь лучше собой.

И никогда, слышите, никогда не говорите ребенку в пику ему, каким усидчивым, покладистым вы были в детстве, ибо это лучший демотиватор. Ведь если бы вы и в самом деле были столь потрясающи, то не сидели бы сейчас у монитора, а писали очередное послание Федеральному Собранию, сжимая свободной рукою ядерный чемоданчик.

Удачи нам всем, дорогие родители! И помните, что процесс обучения – это не жизнь. Это трамплин, за которым надо долго и тщательно ухаживать, прежде чем прыгнуть с него в жизнь и не разбиться.


Как отнесетесь вы, любезные родители, к тому, если я скажу вам, что Лермонтов в ваши годы уже успел стать «звездой» и даже умереть, а вы все сидите и, на мой взгляд, являете собой пример полного беспросветного раздолбайства? Что вы неправильно воспитываете детей, у вас маленькая зарплата. Что вот Васю-Касю родители возят по всему миру и почти уже купили ему джип, а вы к старому самокату сына никак руль не примотаете уже два года, потому что за скотчем забываете зайти...

Варианты ответов могут быть самыми разнообразными, от попыток оправдаться до прямого нападения с топором, но вы однозначно не побежите в книжный за учебником по сочинительству разбираться в отличиях ямба от хорея, правда? Максимум, что сделаете – купите скотч.

Так и ваш ребенок не станет учиться на примере чужого ребенка просто потому, что: 

1. «Вася-Кася же гений, а я просто ребенок».

2. «Вася-Кася занимается тем, что мне вообще неинтересно и не нужно по жизни».

3. «Васе-Касе мама помогает, он только и занят, что уроки делает, и у него нет музыкальной школы и футбола после уроков, и МарьИванна его за это любит и пятерки ставит просто так, и еще… и…».

4. «Какое мне дело до Васи-Каси, я с ним вообще не дружу, он – дурак и воняет».

Другими словами, максимум, что вы воспитаете этим сравнением, это очень полезные и притягивающие людей качества, такие как злость, зависть и обидчивость. Как известно, людей в большинстве своем (не будем говорить за всех) тянет заразиться чьим-нибудь дурным примером, а не наоборот. Это естественно и объяснимо. Поэтому:

6. Не сравнивайте ребенка с чужими детьми. Ни с хорошими, ни с плохими, особенно, с родными по крови. Потому что в этом случае обязательно кто-то проиграет.

Проигрывать обидно. Обижаться на обиду – естественно. Отстраниться от обидчика – нормальная реакция. Это то, чего вы и добьетесь в итоге, постоянно ставя перед ребенком примеры более покладистых одноклассников.

Так же естественно радоваться своим успехам. Вдвойне приятно, если знаешь, что за этим успехом скрывается бешеный труд, работа безостановочно, преодолевая себя. Как дорого стоит дружеское похлопывание по плечу со словами: «Вот мы вчера с тобой ругались-ругались, рыдали-рыдали и чуть не подрались, но тему-то проработали идеально! И смотри, какой результат: два варианта за 15 минут! Это ты не решил примеры! Ты их разгромил! Как в «Ворд оф тэнкс» Ха!»

Не стоит проходить мимо большого успеха ребенка. Более того, припоминайте былые успехи тогда, когда он повстречает новые трудности: «Тогда смог и сейчас сможешь, чего ты бесишься-то, аж позеленел, как из болота вылез?! Вот если будешь нюни распускать, вместо того чтобы за работу взяться, тогда точно ничего не сможешь. Потому что все силы на нюни уйдут. Нюни знаешь сколько сил отнять могут? Всю жизнь! Так что берите книгу, мусью, присаживайтесь! Сейчас вы с папочкой устроите этой задачке Армагеддон».

7. «Правда у всех своя».

Помните диалог о правде старого джедая Оби-Ван Кеноби с молодым Люком Скайуокером из «Звездных войн»? Я напомню.

– Почему ты солгал мне, сказав, что мой отец умер?

– То, что я сказал, было правдой. С определенной точки зрения.

– С определенной точки зрения?

– Люк, вот ты увидишь сам, что многие наши истины зависят от определенной точки зрения!

И точка зрения учителя о способностях вашего ребенка может кардинально не совпадать с вашей. Однозначно одно: все имеют право на свою точку зрения, но никто не имеет права унижать ребенка. Никто не имеет права ставить на нем печать «контроль качества не прошел». И последнее он должен четко понимать сам, твердо зная, что идти вперед, развиваться, стремиться можно всегда, независимо от места, времени и учителя.

Фактом является также то, что по-настоящему «возвыситься» в глазах учителя может только сам ребенок своим трудом. А не мама, взвалившая на себя все проектные работы класса. Уверяю вас, можно ничего не делать для класса, но если ребенок работает, хороший учитель никогда не занизит ему оценки за ваше безучастие в жизни класса. Все его недовольство выльется на вашу конкретную голову на собрании.

Как правило, нормальный учитель всегда оценит старания. Более того, естественно для хорошего учителя «тройкой» не дать расслабиться отличнику и «четверкой» поощрить весьма посредственную, но честную работу двоечника. Политику учителя обговорите с ним на собрании.

Никогда не втягивайте ребенка в разборки с учителем. Если не собираетесь менять школу, не отзывайтесь об учителе негативно. В любом случае никогда не унижайте его достоинство фразами типа: «Вот когда родит своих детей, тогда и поймет, как их учить надо, старый синий чулок», потому что этому человеку учить вашего ребенка. А будет ли ребенок слушать прилюдно «опущенного» мамой преподавателя? Сомневаюсь.


К сожалению, определяться с будущей профессией нам приходится слишком рано, максимум в 17 лет. И как часто мы видим молодых людей, не знающих, куда им приткнуться, бросающих одно учебное заведение за другим! И как часто мы видим взрослых людей, занимающихся нелюбимым делом просто оттого, что поздно что-то менять, жаль потраченных на обучение лет, не хватает здоровья для перемен и слишком тугой клубок разных обязанностей опутывает по рукам и ногам.

Бесспорно, и обезьяну можно научить играть на гитаре, и, если человек способный, он может освоить много хороших профессий, приносящих доход. Но дело в том, что любимая работа отличается от нелюбимой тем, что она делается с удовольствием, наполняет жизнь человека вполне ощутимым смыслом. Посмотрите, как светятся лица творческих людей, нашедших свое предназначение, своего зрителя и свой кусок хлеба!

Очень повезло, если твои способности лежат на поверхности. А что делать, если ты не поэт, не конструктор, не врач от Бога, а скажем, самый обычный человек, в меру ответственный и покладистый, не догадывающийся, что твое единственное предназначение – ловить крокодилов длиною от 2 до 2,5 метров? Как раскрыть столь редкие таланты? 

Прежде всего, никто не даст вам гарантий, что вы сможете раскрыть способности ребенка. Никто никогда не гарантирует вам того, что он воспользуется ими по назначению. Дети лучше взрослых усваивают новое, они гибкие, восприимчивые, у них отменная память, и это дает нам долгожданный повод думать об их исключительных способностях в том или ином деле, но никто не застрахован от ошибки на этот счет.

Ваша святая обязанность заключается в том, чтобы сделать все возможное, чтобы это произошло, предоставить ребенку все шансы найтись в жизни. Но никогда не вините себя, если что-то пойдет не так. Вам достаточно всего лишь осознавать, что вы делаете все возможное и еще кое-что, что по важности не уступает поиску себя в этой жизни, а именно: подстраховать ребенка на случай провала в этом поиске.

Есть три составляющих, присутствие которых, на мой взгляд, необходимо человеку на протяжении всей его жизни (нет-нет, это не секс, ложь и видео). Это – дополнительное образование, спорт и творчество. Три вещи, на которые давно забило большинство взрослых, в жизни ребенка, в том возрасте, когда человек подобно глине может менять свои формы, приобретают магическое значение. И дело не только в приобретенном мастерстве, но и в той удивительной публике, с которой ему представится возможность пообщаться.

Как все успеть? Как сочетать все необходимости с ограниченным числом часов в сутках и дней в неделе? Кому-то ответ покажется смешным: не суетиться. На самом деле ребенок может успеть очень многое. Не успевают, как правило, взрослые. Это у них «ломит лапы и хвост отваливается», в то время как гармонично развивающийся ребенок готов к новому ежедневно и ежечасно. Вопреки бытующему среди взрослых мнению, даже длительная поездка в метро или на троллейбусе до места занятий не напрягает ребенка. Ему может быть лень и скучно ехать, и от этого он может предупреждающе поныть, но это совсем другое.

Здорового ребенка довольно-таки легко увлечь и одновременно сложно утомить, поскольку утомляет не сам процесс обучения чему-то, а требования, нервотрепка и груз ответственности, как правило, сопровождающие его. Поэтому, сосредоточившись на чем-то одном, следует отпустить остальное плыть по течению. Цель таких факультативных занятий – заполнить время ребенка, растворить безвозвратно отрицательные эмоции в приятном деле.

Можно, к примеру, сочетать спортивную школу по художественной гимнастике с разовыми творческими мастер-классами в свободный денек, где от ребенка не требуется сдавать нормативы, но можно научиться печь сладкие маффины, шить тряпичную куколку-оберег или лепить браслетики из полимерной глины. Рьяного балалаечника можно сводить в бассейн.

То есть предложить диаметрально противоположное основному делу занятие. И тогда юная гимнастка, которую достали бесконечные тренировки и крики наставницы, вместо того чтобы рыдать вечерами в подушку, завидовать более свободным сверстницам и проклинать свою однообразную выматывающую жизнь, вышьет себе кошелек бисером или сварит свечку из прозрачного геля.

И даже когда ей будет за 40 и гимнастика останется лишь во сне, она по-прежнему будет шить, варить, лепить, иными словами – создавать что-то в грустные минуты, вместо того чтобы разрушать свой мозг тяжелыми мыслями. Я знаю очень много взрослых людей, сожалеющих о том, что у них нет хобби, вынужденных спасаться в чем-то другом, как правило, деструктивном. 

Завершая долгий разговор о том, как помочь ребенку в учебе, можно сказать, что не такой уж это адский труд, как принято описывать в некоторой тематической литературе. Достаточно просто быть внимательным, избегать трагизма в случае неудачи, позволять ребенку играть и гулять иногда в ущерб кажущемуся вам страшно важному делу – мучению скрипки, например.

И не воспринимать ребенка как маленькое беспомощное существо, которое без вашего асимметричного вмешательства никем не вырастет. Нужные шишки он набьет себе сам, во все дверные косяки, что расставила на его пути судьба, он непременно врежется, ведь вы не сможете бегать за ним постоянно с соломкой, чтобы в случае чего подстелить ее.

Поэтому расслабьтесь и просто постарайтесь не передать ребенку того, что вам в себе самом не нравится, постарайтесь объяснить ему простым языком сложные вещи, на осознание которых вам потребовались годы жизненного опыта и работы над собой. Это и будет бесценным вкладом в его обучение. Да не урокам! А жизни.

Автор: Иpинa Литнoвcкaя
Просмотров страницы: 238




Читайте статьи в разделе «Домострой, дети»

Как научить ребенка говорить?
Энциклопедия Монтессори. Как вырастить счастливого, умного и уверенного в себе ребёнка?
Почему дети хамят?
Как воспитать помощников?
«Мама, купи!» Как реагировать?

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363