Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Домострой, дети
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Как испечь куличи? Инструкции для младшей сестры
Как испечь куличи? Инструкции для младшей сестры



Как приучить кота к унитазу? Инструкция для начинающих котовладельцев
Как приучить кота к унитазу? Инструкция для начинающих котовладельцев



Мужчина на кухне: какие блюда нужно готовить, чтобы дожить до 100 лет?
Мужчина на кухне: какие блюда нужно готовить, чтобы дожить до 100 лет?



Почему человек седеет?
Почему человек седеет?



Как похудеть с помощью йоги? 5 правил и 4 позы
Как похудеть с помощью йоги? 5 правил и 4 позы






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Домострой, дети»


Как из мальчишек вырастить мужчин? 3. Похвала и признание


Как из мальчишек вырастить мужчин? 3. Похвала и признание

Похвала - вещь субъективная, она несет заряд негатива: ребенок слышит не только слова хвалы, но и скрытую угрозу, что если бы он не сделал этого (поступка, за который его хвалят), то получил бы взбучку или был бы отнесен в разряд плохих.

Похвала заставляет и родителя, и ребенка отождествлять ребенка с его поступком - то есть уже не ребенок хороший, а ребенок хорош только потому, что совершил хороший поступок (а если бы не совершил, то не был бы хорошим), и, соответственно, если совершил плохой поступок, то это уже означает, что ребенок - плохой. Поэтому очень важно, чтобы родители отделяли ребенка от его поступков и действий, то есть говорили провинившемуся ребенку - ты хороший, но совершил нехороший поступок. Ни в коем случае нельзя, чтобы ребенок отождествлял себя со своими действиями, иначе у него не будет сил и мотивации учиться на ошибках и стремиться к самосовершенствованию.

Кроме того, тот, кто хвалит, тем самым, волей или неволей, демонстрирует свое превосходство, свое более высокое положение, дистанцию между ним и тем, кого он хвалит. Солдат обычно по-отечески не хлопает по плечу генерала, а подчиненный - начальника.

Поддержка в виде признания его действий, но без вынесения субъективных оценок, сделанная от души и с любовью, это то, в чем нуждаются дети - их усилия заметили, отметили, признали в них личность. Отличительная черта признания от похвалы в том, что в признании вместо глагола, означающего действие ребенка, вы говорите о своих чувствах - как вы рады, благодарны, тронуты, счастливы и т.п.

Пример похвалы: «Спасибо, что подарил мне свой рисунок» (а вот если бы не подарил, ты был бы «плохим мальчиком»).

Пример признания: «Спасибо за рисунок, я очень тебе благодарна за него». Акцент делается на неоспоримый факт (рисунок), а не на субъективные оценки и действие, но при этом вы даете ребенку обратную связь, что признаете его поступок.

Признание ценно еще и тем, что вы помогаете ребенку почувствовать свою уникальность и ценность безотносительно к мнению и ожиданию других людей.

Предлагаю вашему вниманию маленькую заметку Симона Соловейчика:

«В заключение нечто вроде премии терпеливому читателю - краткий пушкинский курс педагогики. Куда короче - в шести строках! Наука искусства воспитания для очень занятых людей.

Однажды А.С. Пушкин записал шутливые стихи в альбом семилетнего мальчика, Павлуши Вяземского. Пушкин был верен себе в каждой строчке и в каждой шутке, и даже экспромты его гораздо содержательнее, чем кажутся с виду. Вот случай убедиться в этом: переведем веселые строчки на язык педагогических законов.

Пушкин написал:

Кн. П.П. Вяземскому

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.

В шести строчках - все искусство воспитания!

«Душа моя Павел» - люби ребенка, как душу свою, умей выразить любовь в ласковом слове, в ласковой интонации.

«Павел», «Кн<язю> П.П. Вяземскому» - обращайся с ребенком как с равным, как со взрослым, невзначай подчеркивай, что он уже большой - Павел! Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда «уже большие». И как бы ты ни любил ребенка, будь с ним немножко сдержан, особенно с мальчиком: «Душа моя», но «Павел».

«Держись моих правил» - сначала обзаведись, пожалуйста, своими правилами жизни, убеждениями, принципами - без них к ребенку лучше и не подходить. И это должны быть свои правила, своею жизнью выработанные, чужие правила детям внушить невозможно.

Сколько неудач в воспитании из-за того, что мы пытаемся вбить в детские головы правила, которых сами не придерживаемся! Нет, «держись моих правил» - слово, убедительное для ребенка своей честностью. И не назидание, а дружеское «держись». Совет, которым можно и не пользоваться. В необязательном «держись» поучение, необходимое ребенку, и свобода от поучения. Взрослый направляет, а действует ребенок сам.

«Люби то-то, то-то...» - люби! Все воспитание держится на одном этом слове: люби! Воспитание - это не запреты, воспитывать - пробуждать способность любить. Где любовь, там и благодарность, там волнение, там доверие, там все лучшие человеческие чувства - люби.

«Не делай того-то» - сказано категорично и без объяснений. Отметим тонкость: «не делай» - относится к автору, взрослому человеку, это ведь из его правил - «не делай», это правило взрослого, а не особое детское правило для маленьких. «Не делай» - закон взрослых, серьезных, честных людей. Не запрещено, не осудят, не накажут, но не делаю - не в моих правилах. «Не делай» и «люби» - двух этих слов достаточно. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твердая: «не делай», а верхней границы нет, она бесконечна - «люби!».

«Кажись, это ясно» - ребенку и надо внушать, что все наши установления и советы просты, понятны, безусловны, ими весь мир живет. А ты маленький, умница, ты все понимаешь с полуслова, ты не нуждаешься в длинных нотациях. Пусть ребенок не понял взрослого - не страшно. Вера в понятливость мальчика постепенно сделает его умнее: люди удивительно быстро умнеют, когда их держат за умных.

И с какой легкостью говорит поэт с мальчиком о самых важных правилах жизни, с какой легкостью! «Кажись, это ясно...» Он открывается перед мальчиком. Не демонстрирует равенство, а искренне проявляет его тем, что говорит с мальчиком всерьез, хоть и в шутливой форме, и говорит, иронизируя, не заученное, а только что самим открытое.

«Прощай, мой прекрасный» - прощай! Взрослые и не должны слишком много заниматься детьми. Ребятам лучше быть в компании сверстников, отдаваться играм и своим делам. Поиграли, поговорили, объяснились в любви - и достаточно, беги к своим игрушкам, там твой мир.

И словно кольцо замыкается: «Прощай, мой прекрасный». Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого! Кто умеет от сердца сказать маленькому: «Мой прекрасный» - тот счастлив в детях и у него счастливые дети. Между двумя этими обращениями, «душа моя» и «мой прекрасный», заключено все искусство воспитания детей».


Как из мальчишек вырастить мужчин? 

1. Личный опыт родителя   
2. Воспитание уверенности в себе   
3. Похвала и признание   
4. Взрослая жизнь   

Автор: Hypлaн Maдиeв
Просмотров страницы: 284




Читайте статьи в разделе «Домострой, дети»

В чем выражается любовь к детям?
Родителям на заметку: что делать, если ребенок не говорит?
Какие развивающие игрушки для ребёнка до полугода можно сделать самому?
Крупные покупки для новорождённого. Как выбрать?
Как адаптировать ребенка к детскому саду?

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363