Путеводитель по жизни
Информационно-познавательный журнал

  Домострой, дети
Мужчина и женщина
Познай себя
Красота и здоровье
Советы для жизни
Домострой, дети
Работа, карьера, деньги
Города и страны
Таинственный мир
Кулинария
Хозяйке на заметку
Ремонт и обустройство
Дачный вопрос
В мире животных
Философия
Это интересно
Ералаш



Популярные статьи

Энергия жизни
Энергия жизни



Интуиция - что это? Третий глаз, шестое чувство или просто обман?
Интуиция - что это? Третий глаз, шестое чувство или просто обман?



Честный обман: 8 самых бессовестных рекламных трюков
Честный обман: 8 самых бессовестных рекламных трюков



Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей...
Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей...



Бутерброды планетарного массштаба
Бутерброды планетарного массштаба






Подписка на рассылки журнала


Периодичность рассылок - 1 раз в сутки.



Яндекс.Метрика



Раздел: «Домострой, дети»


Как из мальчишек вырастить мужчин? 3. Похвала и признание


Как из мальчишек вырастить мужчин? 3. Похвала и признание

Похвала - вещь субъективная, она несет заряд негатива: ребенок слышит не только слова хвалы, но и скрытую угрозу, что если бы он не сделал этого (поступка, за который его хвалят), то получил бы взбучку или был бы отнесен в разряд плохих.

Похвала заставляет и родителя, и ребенка отождествлять ребенка с его поступком - то есть уже не ребенок хороший, а ребенок хорош только потому, что совершил хороший поступок (а если бы не совершил, то не был бы хорошим), и, соответственно, если совершил плохой поступок, то это уже означает, что ребенок - плохой. Поэтому очень важно, чтобы родители отделяли ребенка от его поступков и действий, то есть говорили провинившемуся ребенку - ты хороший, но совершил нехороший поступок. Ни в коем случае нельзя, чтобы ребенок отождествлял себя со своими действиями, иначе у него не будет сил и мотивации учиться на ошибках и стремиться к самосовершенствованию.

Кроме того, тот, кто хвалит, тем самым, волей или неволей, демонстрирует свое превосходство, свое более высокое положение, дистанцию между ним и тем, кого он хвалит. Солдат обычно по-отечески не хлопает по плечу генерала, а подчиненный - начальника.

Поддержка в виде признания его действий, но без вынесения субъективных оценок, сделанная от души и с любовью, это то, в чем нуждаются дети - их усилия заметили, отметили, признали в них личность. Отличительная черта признания от похвалы в том, что в признании вместо глагола, означающего действие ребенка, вы говорите о своих чувствах - как вы рады, благодарны, тронуты, счастливы и т.п.

Пример похвалы: «Спасибо, что подарил мне свой рисунок» (а вот если бы не подарил, ты был бы «плохим мальчиком»).

Пример признания: «Спасибо за рисунок, я очень тебе благодарна за него». Акцент делается на неоспоримый факт (рисунок), а не на субъективные оценки и действие, но при этом вы даете ребенку обратную связь, что признаете его поступок.

Признание ценно еще и тем, что вы помогаете ребенку почувствовать свою уникальность и ценность безотносительно к мнению и ожиданию других людей.

Предлагаю вашему вниманию маленькую заметку Симона Соловейчика:

«В заключение нечто вроде премии терпеливому читателю - краткий пушкинский курс педагогики. Куда короче - в шести строках! Наука искусства воспитания для очень занятых людей.

Однажды А.С. Пушкин записал шутливые стихи в альбом семилетнего мальчика, Павлуши Вяземского. Пушкин был верен себе в каждой строчке и в каждой шутке, и даже экспромты его гораздо содержательнее, чем кажутся с виду. Вот случай убедиться в этом: переведем веселые строчки на язык педагогических законов.

Пушкин написал:

Кн. П.П. Вяземскому

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.

В шести строчках - все искусство воспитания!

«Душа моя Павел» - люби ребенка, как душу свою, умей выразить любовь в ласковом слове, в ласковой интонации.

«Павел», «Кн<язю> П.П. Вяземскому» - обращайся с ребенком как с равным, как со взрослым, невзначай подчеркивай, что он уже большой - Павел! Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда «уже большие». И как бы ты ни любил ребенка, будь с ним немножко сдержан, особенно с мальчиком: «Душа моя», но «Павел».

«Держись моих правил» - сначала обзаведись, пожалуйста, своими правилами жизни, убеждениями, принципами - без них к ребенку лучше и не подходить. И это должны быть свои правила, своею жизнью выработанные, чужие правила детям внушить невозможно.

Сколько неудач в воспитании из-за того, что мы пытаемся вбить в детские головы правила, которых сами не придерживаемся! Нет, «держись моих правил» - слово, убедительное для ребенка своей честностью. И не назидание, а дружеское «держись». Совет, которым можно и не пользоваться. В необязательном «держись» поучение, необходимое ребенку, и свобода от поучения. Взрослый направляет, а действует ребенок сам.

«Люби то-то, то-то...» - люби! Все воспитание держится на одном этом слове: люби! Воспитание - это не запреты, воспитывать - пробуждать способность любить. Где любовь, там и благодарность, там волнение, там доверие, там все лучшие человеческие чувства - люби.

«Не делай того-то» - сказано категорично и без объяснений. Отметим тонкость: «не делай» - относится к автору, взрослому человеку, это ведь из его правил - «не делай», это правило взрослого, а не особое детское правило для маленьких. «Не делай» - закон взрослых, серьезных, честных людей. Не запрещено, не осудят, не накажут, но не делаю - не в моих правилах. «Не делай» и «люби» - двух этих слов достаточно. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твердая: «не делай», а верхней границы нет, она бесконечна - «люби!».

«Кажись, это ясно» - ребенку и надо внушать, что все наши установления и советы просты, понятны, безусловны, ими весь мир живет. А ты маленький, умница, ты все понимаешь с полуслова, ты не нуждаешься в длинных нотациях. Пусть ребенок не понял взрослого - не страшно. Вера в понятливость мальчика постепенно сделает его умнее: люди удивительно быстро умнеют, когда их держат за умных.

И с какой легкостью говорит поэт с мальчиком о самых важных правилах жизни, с какой легкостью! «Кажись, это ясно...» Он открывается перед мальчиком. Не демонстрирует равенство, а искренне проявляет его тем, что говорит с мальчиком всерьез, хоть и в шутливой форме, и говорит, иронизируя, не заученное, а только что самим открытое.

«Прощай, мой прекрасный» - прощай! Взрослые и не должны слишком много заниматься детьми. Ребятам лучше быть в компании сверстников, отдаваться играм и своим делам. Поиграли, поговорили, объяснились в любви - и достаточно, беги к своим игрушкам, там твой мир.

И словно кольцо замыкается: «Прощай, мой прекрасный». Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого! Кто умеет от сердца сказать маленькому: «Мой прекрасный» - тот счастлив в детях и у него счастливые дети. Между двумя этими обращениями, «душа моя» и «мой прекрасный», заключено все искусство воспитания детей».


Как из мальчишек вырастить мужчин? 

1. Личный опыт родителя   
2. Воспитание уверенности в себе   
3. Похвала и признание   
4. Взрослая жизнь   

Автор: Hypлaн Maдиeв
Просмотров страницы: 236




Читайте статьи в разделе «Домострой, дети»

Детская агрессия: как быть?
Телевизор способствует или мешает развитию ребенка?
Как правильно хвалить ребенка?
Как читать детские рисунки?
Свадьба. Как нарядить автомобиль?

 

Главная страница | Администратор | Рассылки | Карта сайта | Вверх страницы

 

  4562363